Цель методической работы РМО учителей ОРКСЭ: непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и ОЛПК; в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы по проблеме "Формирование муниципальной системы оценки качества образования в условиях обновления содержания региональной образовательной системы и перехода к стандартам нового поколения при изучении курса ОРКСЭ и ОПК"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КОЛПНЯНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  1. ПЛАН

  2. РАБОТЫ

РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

на 2016-2017 учебный год

Руководитель: Проценко Г.А.

Методическая тема:

«Развитие творческого потенциала учителя как одно из условий повышения качества образования»

Тема РМО учителей ОРКСЭ:

«Совершенствование и повышение качества преподавания ОРКСЭ в процессе модернизации образования»

Подтема на 2016 – 2017 учебный год :

«ФГОС - как инструмент повышения образовательного результата и формирования оценки личности»

Цель методической работы РМО учителей ОРКСЭ :

Основные задачи РМО:

1. Совершенствовать существующие и внедрять новые формы, методы и средства обучения с целью повышения качества преподавания ОРКСЭ

2. Продолжить изучение и распространение опыта работы учителей по применению ИКТ. Изучать современные тенденции в преподавании ОРКСЭ

3. Изучать основные подходы к условиям достижения качества преподавания ОРКСЭ.

4. Организовать методико-консультативную помощь членам методического объединения.

5. Сосредоточить усилия РМО на формирование ключевых компетенций учащихся на уроках ОРКСЭ.

6. Оптимизировать работу по развитию мотивации к обучению, в частности, через организацию проектной, конкурсной и научно-исследовательской деятельности, а так же использование современных технических средств обучения.

7. Сохранять здоровье учащихся, в частности путем коррекции форм контроля и повышать престиж здорового образа жизни на уроках ОРКСЭ.

8.Развивать систему духовно-нравственного воспитания школьников.

ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ

Районного методического объединения

учителей ОРКСЭ на 2016-2017 учебный год

Август 2016г.

Тема заседания:

1. Анализ работы районного методического объединения учителей ОРКСЭ за 2015-2016 учебный год.

2. Обсуждение плана работы РМО на 2016-2017 учебный год.

3. Изучение основных подходов к условиям достижения повышения качества преподавания ОРКСЭ.

4. О разработке рабочей программы педагога по ОРКСЭ.

Ноябрь 2016г.

Тема заседания:

Семинар-практикум по направлениям инновационной деятельности.

1. Обучение педагогов по направлениям инновационной деятельности.

2. Проектирование модели образовательного партнёрства школы и семьи.

Январь 2017г.

Тема заседания: « Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями »

«Рождественская звезда»

3. Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.

4. Педагогическая мастерская.

Открытое мероприятие по результатам проектной деятельности на уроках ОРКСЭ.

Тема «Храм»

5. Из опыта работы.

«Лучший урок по ОРКСЭ»

Апрель 2017г .

Тема заседания: «Модернизация образования»

Семинар учителей по теме «Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в школе »

1. Результативность внедрения курса ОРКСЭ. Мониторинг результатов.

2. Воспитание нравственности обучающихся.

3. Конкурс изобразительного и литературного творчества «Пасха в христианской семье».

5. Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.

6. Фотовыставка «Монастыри Орловщины ». Выставка творческих работ.

7. День славянской письменности и культуры на территории Российской Федерации (24 мая)

Август 2017г

Заседание круглого стола « Результативность работы за год. Проблемы и успехи обучающихся. Задачи на новый учебный год».

2. Разработка плана работы РМО на новый учебный год.

1. Проверка рабочих программ и тематического планирования.

2. Взаимопосещение уроков, анализ учебного занятия.

3. Организация внеклассной работы по ОРКСЭ, самоанализ результативности.

4. Проведение школьного, районного и областного этапа олимпиад.

5. Проведение тестовых работ.

6. Мониторинг общеучебных умений и навыков учащихся школ района.

7. Анкетирование учителей ОРКСЭ на выявление реальных затруднений в организации обучения.

Руководитель РМО учителей ОРКСЭ Г.А.Проценко

ПЛАН РАБОТЫ

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

Августовское заседание

«Пути совершенствования и повышения качества преподавания ОРКСЭ»

Анализ работы за 2015-2016 учебный год.

август

Проценко Г.А..

Обсуждение и утверждение плана работы РМО учителей ОПК и ОРКСЭ на 2016 – 2017 учебный год.

Учителя ОПК,ОРКСЭ

Об изменениях в «Законе об образовании».

Проценко Г.А.

Проценко Г.А.

Виды универсальных учебных действий и их формирование на уроках ОРКСЭ и ОПК.

Проценко Г.А.

Формирование банка данных педагогов, ведущих курс «Основы православной культуры», ОРКСЭ. Анкетирование учителей с целью создания банка данных.

Учителя ОПК,ОРКСЭ

Циклограмма конкурсов на 2016-2017учебный год (сайт ИМЦ)

Всероссийская олимпиада «Русь святая, храни веру православную».

Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Святые Заступники Руси»

Международный творческий конкурс «Красота Божьего мира»

Проценко Г.А.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

1-е заседание

Семинар учителей ОРКСЭ по теме

«Модели духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения»

Современные педагогические технологии на уроках курса ОРКСЭ и ОПК.

ноябрь

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Использование психологических игр на учебных занятиях курса ОРКСЭ.

учитель ОПК

Моисеева Л.Н.

Интерактивные методы работы на уроках ОРКСЭ.

учитель ОПК

Этапы интерактивного урока (мотивация, целеполагание, информационный блок, интерактивное упражнение, продукт урока, рефлексия)

Проценко Г.А.

Обучение педагогов по направлениям инновационной деятельности.

Проектирование модели образовательного партнёрства школы и семьи.

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Участие в Международном конкурсе художественного творчества «Красота Божьего мира»

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры.

методист РОНО

Ушакова С.В.

Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси»

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

2-е заседание

Семинар учителей ОРКСЭ

«Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями »

Организационные вопросы по проведению муниципального фестиваля

«Рождественская звезда»

январь

2017 год

методист РОНО

Ушакова С.В.

январь

методист РОНО

Ушакова С.В.,

Проценко Г.А.

Итоги и анализ школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады по ОПК

методист РОНО

Ушакова С.В.

Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.

учитель ОПК

Педагогическая мастерская.

Открытое мероприятие по результатам проектной деятельности на уроках ОРКСЭ

(экскурсия, праздник, классный час, конференция, защита проектов)

Тема «Храм»

учитель ОРКСЭ, ОПК

Из опыта работы.

«Лучший урок по ОРКСЭ»

декабрь-

февраль

учителя

Подведение итогов муниципального фестиваля детского творчества «Рождественская Звезда» и конкурса «Светлый праздник – Рождество Христово».

методист РОНО

Ушакова С.В.,

Проценко Г.А.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

3-е заседание

Заседание круглого стола

Способы повышения мотивации учащихся в системе обучения ОРКСЭ.

Семинар учителей ОРКСЭ по теме «Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС »

2.1.Результативность внедрения курса ОРКСЭ Мониторинг результатов.

март

Методист РОНО

Ушакова С.В.

2.2.Воспитание нравственности обучающихся.

Проценко Г.А.

Конкурс изобразительного и литературного творчества «Пасха в христианской семье».

Рук.РМО

Проценко Г.А.

Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.

Специфика курса «Основы религиозных культур и светской этики», его отличие от традиционных учебных курсов.

Открытый урок ОРКСЭ,ОПК.

Фотовыставка «Монастыри Орловщины ». Выставка творческих работ.

апрель

Проценко Г.А.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Тема

4-е заседание

Заседание круглого стола

«Результативность работы за год. Проблемы и успехи обучающихся. Задачи на новый учебный год»

Анализ результатов Всероссийской Олимпиады по ОПК.

май

Методист РОНО

Ушакова С.В.

День Славянской письменности.

май

учителя ОПК, ОРКСЭ,

рук. РМО Проценко Г.А.

Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работе с детьми школьного возраста и молодёжи до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

рук. РМО

Проценко Г.А.

Организация экскурсии учителей ОПК

В течение года

Ушакова С.В.

Проценко Г.А.

Педагогическая мастерская.

Открытое мероприятие по результатам проектной деятельности на уроках ОРКСЭ за 2 полугодие.

(праздник, классный час, конференция, защита проектов –по выбору).

Выставка творческих работ.

учитель ОПК,ОРКСЭ

Проценко Г.А.

Из опыта работы.

Особенности проведения внеклассных мероприятий по курсу ОРКСЭ, ОПК.

учитель ОПК,ОРКСЭ

Семинар «Поезд творческих идей»

рук. РМО

Проценко Г.А.

1. Анализ работы РМО за 2016-2017 учебный год.

2. Разработка плана работы РМО на новый 2017-2018 учебный год.

3. Отчёт о работе по самообразованию.

рук. РМО

Проценко Г.А.


Протокол № 1

от … сентября 2014 года

Присутствовали:

Отсутствовали:

Повестка дня:

1. Анализ работы РМО за 2013-2014 учебный год.

2. План работы РМО на 2014 -2015 уч. год. Об организации посещения уроков и внеклассных мероприятий (составление графика).

3.Сотрудничество с местной религиозной организацией «Православный приход церкви в честь нерукотворного образа Спасителя»

4. Организация проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОПК

По первому вопросу слушали руководителя РМО. Глава РМО по курсу ОРКСЭ выступила с отчетом о проделанной работе по данному курсу в … школе, а также подвела итоги работы методического объединения за 2013-2014 учебный год

По второму вопросу слушали руководителя РМО. Она довела до сведения учителей план работы РМО на 2013-2014 учебный год. План составлен исходя из потребностей учителей и с учетом их пожеланий. На всех заседаниях планируется обсуждение теоретических вопросов и обмен опытом работы по различным вопросам преподавания курса ОРКСЭ. Был составлен график посещений открытых уроков учителей района, распределены темы сообщений для обмена опытом.

По третьему вопросу слушали…, служителя … храма. Он выступил с предложением о дальнейшем сотрудничестве педагогов, ведущих курс ОПК с храмами … района.

По четвертому вопросу слушали руководителя РМО. Было сообщено, что олимпиада по ОПК проводится с целью расширения и поддержки изучения подрастающим поколением россиян основ православной культуры, духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, выявления и развития их интересов и способностей, Организаторами Олимпиады являются: школьный этап – образовательные учреждения; муниципальный этап – органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования; региональный (заключительный) этап – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Олимпиаде принимают участие на добровольной основе учащиеся 5-11 классов, а также с 2014 года олимпиада в 2 тура проводится и в 4 классах.

Решение:

    Принять к сведению информацию об итогах работы РМО за 2013-2014 учебный год.

    План работы РМО на 2013-2014 учебный год утвердить.

    Продолжить сотрудничество с местной религиозной организацией.

    Следующее заседание РМО провести в соответствии с планом в ноябре 2014 г.

Протокол № 2

заседания районного методического объединения учителей курса ОРКСЭ

от ___ноября 2014 года

Присутствовали:

Отсутствовали:

Повестка дня:

1. Внеурочная деятельность по ОРКСЭ как средство для формирования духовно-нравственных ценностей

2. Открытый урок «Использование притчи на учебных занятиях курса ОРКСЭ».

3.Проекты в ОРКСЭ как одна из форм оценивания обучающихся. Обмен опытом по внеклассной работе

По первому вопросу слушали... Она поделилась опытом внеурочной деятельности по курсу ОПК. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время в обществе сложилась приоритетная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Мероприятия, проводимые в школе являются одним из средств для формирования духовно-нравственных ценностей

2. Открытый урок в 4 классе МОУ … СОШ по теме «Совесть и раскаяние». Учитель … показал урок с использованием притчи «Слеза грешника». Ход урока показал значимость древнего жанра в сегодняшние дни, так как мораль и нравственные заветы этих произведений никогда не теряют своей актуальности. Урок был насыщен разнообразными формами и методами работы.

3. По третьему вопросу слушали... Руководитель РМО представила мастер-класс по теме «проектная деятельность на блоке уроков ОПК», были предложены опорные схемы, которые становятся для обучающихся проектной деятельностью на цикле уроков по ОРКСЭ, модуль ОПК. Схема урока переходит из одного занятия в другое, включает в себя и проверку знаний, и новый материал и содержит мотивацию на последующие уроки.

Решение:

    Уделять особое внимание духовно нравственному аспекту обучения и воспитания обучающихся на уроках ОПК и во внеурочной деятельности.

    Продолжить использование притч на уроках ОПК.

    Следующее заседание РМО провести в соответствии с планом в январе 2015 г. в

Руководитель РМО _________________

Протокол № 3

заседания районного методического объединения учителей курса ОРКСЭ

от ___ февраля 2015 года

Присутствовали:

Отсутствовали:

Повестка дня:

1.Доклад «Современные формы и методы преподавания ОПК»

2. Открытый урок «Интерактивные методы работы на уроках ОРКСЭ»

По первому вопросу слушали учителя ОПК … Доклад «Современные формы и методы работы на уроках ОПК» был представлен в виде презентации. В ней собран большой теоретический и практический материал по современным формам и методам работы на уроках ОПК. Участники семинара скопировали для самообразования доклад для дальнейшей проработки и применения в своей работе.

2. Открытый урок в МБОУ …СОШ. Учитель... в ходе урока использовала современные образовательные технологии: технологии продуктивного чтения, критического мышления, здоровьесберегающие технологии и ИКТ. Учащиеся анализировали текст, продемонстрировали хорошие теоретические знания. Ребята работали активно, старались.

Решение:

    Продолжить использование на занятиях «Основ православной культуры» современных форм и методов – интерактивных и информационных, проектных и творческих работ.

    Следующее заседание РМО провести в соответствии с планом в мае 2015 г.

Руководитель РМО _________________

Протокол № 4

заседания районного методического объединения учителей курса ОРКСЭ

Присутствовали:

Отсутствовали:

Повестка дня:

1. Обмен опытом


Формы и методы взаимодействия с родителями в курсе ОРКСЭ.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

Наша Краснооктябрьская СОШ второй год успешно реализует один из шести модулей курса - Основы светской этики, который был единогласно выбран родителями учащихся и успешно реализуется вот уже второй год подряд.

Каким же образом стараюсь привлекать родителей в апробационный процесс. Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления:

создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;

активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. Главная задача этого этапа - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Первым шагом стало проведение родительских собраний, на которых родители были ознакомлены с особенностями апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием компьютерной презентации.

Помимо этого ознакомила родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, мультимедийными дисками, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответила на возникшие у родителей вопросы.

Также было проведено анкетирование. На данных родительских собраниях родители определились с тем модулем, который будет изучаться их детьми.

На одном из собраний я дала ряд Практических советов родителям о том, как они могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка, у Вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И, все же, для чего нужны моральные нормы?

Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь.. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живёт долго.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!

Учебный модуль «Основы светской этики» предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

В начале работы поняла, что необходима более эффективная и целенаправленная работа с родителями по реализации ключевых положений данного курса.

В ходе работы с родителями мной используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса:

1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;

2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;

3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях;

4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.

В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.

2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В реализации данного направления использую такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей (открытые уроки-(29 апреля по теме «Добро и Зло»), помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.

Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:

1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.

3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным. Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии (например, интересными стали рассказы и рисунки учащихся о праздновании традиционных семейных праздников).

По окончании учебного года учащиеся представили результаты групповых, индивидуальных мини-проектов «Слава армии родной в день её рождения!», «Происхождение фамилии».Некоторые учащиеся совместно с родителями выполнили проект «Моя родословная», причём некоторые выполнили его в нетрадиционной форме – создание настоящего семейного древа.(Бармина А.)

Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.

ПРОТОКОЛ №1

объединения учителей ОПК

Всего учителей ОПК:

Присутствовали: 17

Повестка заседания:

1. Религиозная культура в школе – инновационный проект российского образования. Анализ работы районного методического объединения учителей ОПК за 2012-2013 уч.г. Перспективный план работы РМО по ОПК на 2013-2014 учебный год.

руководитель РМО

2. Анкетирование учителей ОПК с целью сбора информации об успехах и проблемах преподавания предмета в школах района.

руководитель РМО

3. Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры.

Андриянова Л.В. – учитель ОПК МБОУ СОШ №2

4. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций.

Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК

По первому вопросу слушали руководителя РМО Алферову М.В. Она подчеркнула, что в условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, суицида, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в «общем доме всех народов», мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием. Отсюда вытекает задача формирования личности, проникнутой духом родной культуры.

Алферова М.В. познакомила присутствующих с анализом работы районного методического объединения учителей ОПК за 2012-2013 учебный год, обратив внимание на слабую роль в олимпиадном движении, конкурсах разных уровней; отметила работу педагогов, обобщивших свой опыт работы в 2012-2013 учебном году, указала на недостатки в работе; познакомила с перспективным планом работы на 2013-2014 учебный год.

Второй вопрос: анкетирование учителей ОПК с целью сбора информации об успехах и проблемах преподавания предмета в школах района.

Результаты анкетирования показали, что наибольшую сложность испытывают педагоги в недостаточном обеспечении методической литературой, учителям необходимы встречи со священнослужителями, которые могли бы ответить на волнующие вопросы и проблемы. Также учителям ОПК необходимо прохождение курсов, о чем было заявлено в анкетах.

По третьему вопросу выступила Андриянова Л.В., учитель ОПК МБОУ СОШ №2 с докладом «Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры». В своем выступлении она указала, что конкурсы можно разделить на 3 вида: предметные, посвященные патриотическому и гражданскому воспитанию, художественно-эстетической направленности; отметила, что участие в различных конкурсах позволяет не только учащимся, но и педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.

По четвертому вопросу обсудив предложения, приняли методические рекомендации.

1. Предусмотреть проведение информационно-разъяснительной работы с

родителями обучающихся и воспитанников по выявлению образовательных потребностей в изучении школьниками в различных формах основ православной культуры.

2. Активизировать работу по участию обучающихся в Олимпиаде по ОПК, конкурсах различных уровней.

3. Обеспечить прохождение курсов по ОПК учителей-совместителей.

ПРОТОКОЛ №2

заседания районного методического

объединения учителей ОПК

Всего учителей ОПК:

Присутствовали: 17

Повестка заседания:

1. Представление опыта работы. Открытое факультативное занятие «Соловецкий монастырь – духовная твердыня России»

Алферова М.В. – учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ

2. Системно-деятельностный подход в реализации духовно-нравственного воспитания

Алферова М.В. – учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ

3. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций.

Семыкина В.А. – методист отдела образования

Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК

По первому вопросу представила опыт работы, дав открытое факультативное занятие в 7 классе, учитель ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферова М.В. Тема занятия – «Соловецкий монастырь – духовная твердыня России». Целью занятия стало формирование у учащихся понятия "духовная твердыня" (твердость духа), формирование образа соловецких святых преподобных Савватия, Германа и Зосимы, как пример духовной силы и истинного служения Богу, своей Родине и народу.

Учитель познакомила учащихся с житиями преподобных Савватия, Германа, Зосимы и Филиппа; рассмотрела исторический архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря- величайшую святыню России, русский северный Афон; вместе с учащимися определили христианские добродетели, проявленные святыми.

Занятие способствовало пробуждению у учащихся стремления духовно совершенствоваться, нахождению способов решения проблем, не противоречащих основам христианской жизни, формированию ценностного отношения к святыням своей страны, внимательному отношению к людям с ограниченными возможностями.

Выступили: учитель ОПК МБОУ Тарасовской СОШ №1 Лепехина Т.В., которая сказала, что появление в школах области предмета «Православная культура» благоприятно отражаются на духовно-нравственном воспитании учащихся, но возникает необходимость постоянного совершенствования уровня профессионализма учителя, что ведет к поиску новых форм организации деятельности, что удается делать на своих занятияхъ Алферовой М.В.;

учитель ОПК МБОУ Ефремово-Степановской СОШ Никитина Е.В. отметила, что именно учитель православной культуры должен стать помощником для школьников в восполнении недостатка позитивной информации, научить её искать, учить выбирать, какие книги читать, какие фильмы смотреть, какими сайтами в Интернете пользоваться в ходе учебной и самообразовательной работы, выразила благодарность руководителю РМО в оказании методической помощи.

По второму вопросу слушали учителя ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферова М.В. с докладом и презентацией о роли системно-деятельностного подхода в реализации духовно-нравственного воспитания. М.В.Алферова дала определение понятию «Системно-деятельностный подход», указала на основные акценты в данной организации учебного процесса, отметила, что ключевое место занимает категория «деятельности», рассказала о системе дидактических принципов и технологии деятельностного метода.

Третий вопрос - обсуждение предложенных рекомендаций, подведение итогов работы секции.

1. Учителям православной культуры в своей педагогической деятельности использовать опыт работы учителя ОПК МБОУ Ерофеевской ООШ Алферовой М.В.

2. Принять к сведению информацию докладчика об использовании различных технологий обучения на основе реализации системно-деятельностного подхода.

3. Активизировать работу по вопросам изучения теории и истории православной культуры, стремиться, помимо обязательного минимума по предмету, знакомить учащихся с произведениями писателей, поэтов, композиторов, работать с заданиями творческого характера, предполагающих связь Православной культуры с различными видами искусств.

Руководитель РМО: М.В.Алферова

ПРОТОКОЛ №3

заседания районного методического

объединения учителей ОПК

Всего учителей ОПК:

Присутствовали: 10

Повестка заседания:

1. Представление опыта работы. Открытый урок «Свирский чудотворец».

Григорова В.А.

2. Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС

Григорова В.А. – учитель ОПК МБОУ Роговской СОШ

Семыкина В.А. – методист отдела образования

Алферова М.В. - руководитель РМО учителей ОПК

По первому вопросу представила опыт работы, дав открытый урок в 6 классе, учитель ОПК МБОУ Роговской СОШ Григорова Валентина Александровна. Она представила приёмы подачи нового материала при

изучении жития преподобного Александра Свирского, при этом

использовала разные формы работы (индивидуальную, парную, групповую),

ПЛАН РАБОТЫ ГМО

УЧИТЕЛЕЙ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)»

на 2017-2018 учебный год.

Методическая тема: «Повышение качества образования посредством совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации федеральный государственных образовательных стандартов»

Руководитель ГМО: Анисимова Ольга Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

Цель ГМО: оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Задачи ГМО :

    Создать условия для развития профессиональной компетентности и методической грамотности педагогов в области преподаваемого учебного курса.

    Отработать механизм взаимодействия муниципалитета, образовательных учреждений с религиозными организациями в области духовно-нравственного воспитания и просвещения.

    Выработать оптимальную и эффективную схему работы с родителями в реализации учебного курса ОРКСЭ.

    Внедрить в педагогическую деятельность эвристические и другие интерактивные методы, новейшие образовательные технологии, позволяющие повысить эффективность уроков по курсу ОРКСЭ.

Основные направления деятельности ГМО:

    Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта.

    Организация конференций, педагогических чтений, круглых столов.

    Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями.

    Организация накопления методических материалов и разработок.

    Участие в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.

Согласовано и утверждено

на заседании ГМО учителей

преподающих ОРКСЭ, 26.08.2017года

Руководитель ГМО _____ О.М.Анисимова

ГРАФИК ЗАСЕДАНИЙ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ

на 2017-2018 учебный год.

Анализ работы ГМО ОРКСЭ за 2016-2017уч. год. Обсуждение и утверждение плана работы ГМО на 2017 - 2018 учебный год.

    Утверждение рабочих программ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по изучаемым модулям: ОСЭ и ОПК в соответствии с требованиями ФГОС.

    Домашние задания (формы, периодичность...) как стимул повышения интереса обучающихся к предмету ОРКСЭ.

    Разработка критериев оценивания при безотметочном обучении по курсу ОРКСЭ.

    Проведение анкетирования среди членов РМО с целью создания единой базы данных.

Ноябрь

Проблемный семинар :

    Технологии, методы, приёмы работы на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР.

2. Расширение информационно-образовательного пространства учителя через использование:

Сайтов и порталов Интернета;

Новинок методической литературы, УМК;

Периодических изданий.

3. Расширение информационно-образовательного пространства учеников через участие в различных акциях, конкурсах, олимпиадах и др. формах работы с учащимися

    Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ

    Типичные проблемы и сложности, встречающиеся педагогам, преподающим ОРКСЭ и ОДНКНР.

Февраль

Круглый стол: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ».

    Интеграция уроков ОРКСЭ и внеурочной деятельности.

    Опыт приобщения детей к ценностям российской культуры средствами курса ОРКСЭ.

    Современная православная литература как инструмент формирования жизненных ценностей учащихся в рамках модуля ОПК.

    Развитие ценностно-нравственных ориентиров учащихся через использование межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и ОРКСЭ.

    Воспитание толерантного отношения и уважения культурных и религиозных традиций многонационального народа России средствами курса ОРКСЭ.

Март

Научно-практическая конференция учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ по теме «Краеведческий компонент в процессе преподавания ОРКСЭ для воспитания бережного отношения к религиозному и культурному наследию малой родины».

    Семинары-практикумы, мастер-классы, творческие мастерские, круглые столы

Кто проводит

Для какой категории

Ноябрь

Семинар: «Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса через изучение курса ОРКСЭ и ОДНКР»

Учителя курса ОРКСЭ

Февраль

Круглый стол: «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ».

Учителя курса ОРКСЭ, руководители ШМО классных руководителей

3.Совместная работа с кафедрами и ГМО других циклов

Кто проводит

Ответственный

Февраль

Воспитательный потенциал ОРКСЭ во внеурочной деятельности

ГМО учителей ОРКСЭ, классные руководители

4.Работа творческих групп

Сентябрь 2017 г.

1 . Заседание творческой группы по разработке плана проведения мероприятия посвященного Дню народного единства в рамках предмета «Основы религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)

Октябрь 201 7 г.

Ноябрь 2017 г.

Заседание творческих групп по подготовке проектов и конкурсов в рамках предмета «Основ религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)

Создание методической копилки по курсу «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)

Члены творческой группы

Май 2018 г.

Планирование работы ГМО на 2017 – 2018 уч. год.

Члены творческой группы

5. Образовательная деятельность

Сентябрь 201 7 г.

Формирование банка данных о прохождении курсовой подготовки учителей «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ)

В течение года

Курирование курсовой подготовки учителей «Основ религиозной культуры и Светской этики» (ОРКСЭ).