Если вы попросите,

Я вам расскажу,

Как гулял по просеке

Жук. Рогатый жук.

Он топорщил усики:

– Дайте мне пройти! –

Он жуков малюсеньких

Сталкивал с пути.

А жучиха-бабушка

В нем души не чаяла,

Заступалась бабушка:

– Это он нечаянно.

Если вы попросите,

Я вам расскажу:

Шел Сергей по просеке,

Сбил Сергей жука.

Он носком сандалии

Дал ему пинка.

Если вы попросите,

Я вам расскажу,

Как лежал на просеке

Жук, убитый жук,

Как была встревожена

Бабушка Сережина.

Между прочим, бабушка

В нем души не чаяла.

– Ах,- вздохнула бабушка,-

Это он нечаянно.

История на просеке

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. – Папаша, папаша, волк козленка задрал! – кричали ребята, вбегая в дом. Сергей Иванович быстро встал из-за стола, надел ватник, прихватил ружье и вышел вслед...
  2. Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощанье, и подарил наконец старого жука-носорога. Поймал...
  3. Всю жизнь Сергей Иванович проработал учителем в школе. Какой чудесный живой уголок он там устроил! По всему уголку свободно разгуливали ручные ежи, зайцы, белки… А...
  4. У старика Буланого большая трубка была. Достал он из одного кармана огниво величиной с сошник, из другого кармана кремень величиной с кулак, приладил к нему...
  5. I Было восемь часов утра – время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон...
  6. “ОРЛИНОЕ ГНЕЗДО” Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперек всего мыса проволочную сетку и...

С этой темы начинается творчество А. Барто, она развивается и обогащается поэтессой на протяжении всей ее творческой работы.

Тема братства рабочих людей всех стран звучит в стихотворении «Братишки» (1928). Это необычная колыбельная песня. Из нее дети узнают о дружбе и единстве народов разных рас, национальностей, о преемственности поколений.

30-е годы – стихи об Испании.

В 1937 году А.Барто выступает в Испании на Международном антифашистском конгрессе в защиту культуры. Результаты поездки – стихи «Клятва», «Мамита мия», «Я с тобой» и др.

А дальше А. Барто выступает как борец за мир, за равенство и братство. Она говорит с детьми о таких важных вещах, нерешенных до сих пор проблемах, как расовая дискриминаця («Черный новичок»). Она учит детей непримиримости в борьбе со всяким злом на земле, воспитывает патриотические чувства.

Вопросы для обсуждения:

1.Сохранили ли стихи А.Барто с интернациональной тематикой свою актуальность сегодня?

2.Будете ли Вы работать со стихотворением «Черный новичек», текст которого есть в старых учебниках по чтению для 3 класса (авт. Горецкий) (по этим учебникам продолжают еще работать в некоторых школах)?

3. Нужно ли, по-вашему, говорить об интернационализме и сегодня, в наше сложное время?

4. Актуально ли звучит сегодня тема гордости и любви к Отечеству?

(Возможно, именно сегодня эти темы становятся наиболее важными. И именно учитель на примере прекрасных литературных произведений должен говорить о том, что только тогда на земле будет счастье, когда все народы научатся не только уважать друг друга, но и в трудную минуту придут друг другу на помощь.

(«В Ленинград из Барселоны

потянулись эшелоны –

это дети покидают

темный город осажденный…)

Особую актуальность имеют и стихи с патриотической тематикой: в сложное время, которое переживает наша Родина, особенно важно прививать любовь к ней, уважение к соотечественникам).

Звенигород.

Поэма написана по следам отгремевшей Великой Отечественной войны. Она напоминает протяжную русскую песню с повторами, с темой материнской ласки тепла.

Замысел ее прост и прекрасен – создать поэму о бессмертии детства, о вечности жизни на земле, о победе над фашизмом.

Основная мысль поэмы звучит в словах очень трогательных:

Эти дети не сироты,

Не похожи на сирот.

Материнскою заботой

Окружает их народ.

1. Можно ли сегодня говорить об актуальности этой поэмы?

  1. Проблема сиротства в наши дни.

Спустя десятилетия А. Барто помогает родителям, потерявшим во время войны своих маленьких детей, найти их. Этот общественный подвиг запечатлен в ее книге «Найти человека».


13 числа каждого месяца в13 часов выходила и радиопередача с таким же названием. Как много счастливых людей появилось благодаря усилиям А. Л. Барто, которая помогала обрести вновь самое дорогое – потерянного в страшное время ребенка.

(Чтение отрывков из книги А. Барто «Найти человека»).

В 1955 году А.Фадеев писал А.Л. Барто:

«Нужно ли говорить, сколько радости и пользы принесла ты детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным, мужественным, добрым!

Это уже никогда не пройдет, Это живет в людх, которые были вчера детьми; это будет вечно питать поколения ребят, когда нас с тобой уже не будет на свете…»

Домашнее задание

1.Объясните, в чем непреходящая ценность творчества А.Л. Барто (на примере одной из тем, рассмотренных на уроке)

2. Можно ли назвать жизнь А. Барто «подвигом во имя детей»? Почему? (Подтвердите свой ответ примерами из творчества А. Л. Барто).

3.Расскажите о книге «Найти человека». В чем по-вашему ее основная ценность в наши дни?

4.Сделайте сообщение по книге А. Л. Барто «Записки детского поэта». На основе материала этой книги докажите, что А. Барто умный, тонкий психолог. (Доклад вдвоем)

Список используемой литературы

  1. Барто А.Л. «Веревочка» сборник стихрв, М., Дет. лит., 1971

«История на просеке», М., Дет. лит., 1981.

«По дорожке, по бульвару…», М., Дет. лит., 1967.

«Подростки, подростки…», М., Дет. лит., 1984.

«У нас под крылом», М., Сов. Россия, 1981

  1. Барто А.Л. «Записки детского поэта», М., Сов. Писатель.,1976

«Немного о себе» в кн. «Жизнь и творчество Агнии Барто. Сборник. (составитель Мотяшов И.П., М., Дет. лит.,1989)

  1. Лиханов А. «Гражданский подвиг поэта в кн. «Жизнь и творчество Агнии Барто. Сборник. (составитель Мотяшов И.П., М., Дет. лит.,1989)
  2. Мотяшов И.П. «Диалог равных» (Там же)
  3. Николаев С. «Солнечный обруч» (Там же)
  4. Разумневич В.Л «Улыбнись на счастье!» в кн. «Всем детям ровесники. Заметки о книгах современных детских писателей» М., Сов. Писатель, 1980.
  5. Соловьев В.И. «Агния Барто. Очерк творчества», М., Дет. лит.,1979.
  6. Таратута Е. «Подруга дней моих суровых…». В кн. «Жизнь и творчество Агнии Барто. Сборник. (Составитель Мотяшов И.П. М., Дет. лит., 1989.)
  1. Биографические данные А.Л.Барто.
  2. Жанровое и тематическое разнообразие произведений А.Л.Барто:

2.1 Стихи для самых маленьких и о них («Игрушки», «Младший брат», «Машенька растет»).

2.2 Юмор и сатира в стихах А.Барто для детей.

2.3 Интернациональная тема в творчестве А.Барто для детей.

2.4 Поэма «Звенигород».

  1. Книга А.Барто «Найти человека».
  2. Книга А.Барто «Записки детского поэта».
  3. Значение творчества А.Барто.

Помощники на книжной полке

Проблема воспитания впервые остро проявляется на третьем году жизни ребенка. Бытовые хлопоты отходят на второй план, постепенно малыш осваивает горшок, начинает самостоятельно есть, одеваться, играть, может рассказать о своих желанияхи потребностях. Но проступки подросшего крохи все труднее списывать на детские шалости и большинство родителей терзают мысли - не закрепятся ли в характере ребенка проявленные равнодушие, жестокость, жадность; как воспитать умение заботиться о других и сопереживать им, бережливое отношение к природе, способность дружить и сотрудничать; как сформировать внутренний морально-нравственный закон.

Первые и главные наставники ребенка – сами родители. Причем намного важнее их советов, наказов и нравоучений – личный пример, которому, прежде всего, и пытается подражать малыш. Среди прочих воспитателей, не всегда желанных, есть у родителей очень важный союзник – книги.

Художественное слово может оказать более сильное влияние, чем привычные советы родителей. Возрастной кризис заставляет малыша сопротивлятьсяпросьбам взрослых, но перед книгами не нужно отстаивать свою самостоятельность и независимость.

Когда книги приходят на помощь

Вот несколько основных проблем встающих перед родителями, разрешить которые помогают детские книги.

Что такое хорошо и что такое плохо. Одна из главных задач воспитания – формирование у ребенка собственных морально-нравственных ориентиров. Не достаточно добиться, чтобы малыш заучил несколько правил, поскольку в жизни ему предстоит решать более сложные, неоднозначные задачи. Навык отличать добро и зло будет развиваться и совершенствоваться долгие годы. И очень важно поменьше читать морали, и больше давать малышу поводов для размышлений. Ситуации для обдумывания можно находить не только в реальной жизни, но и на страницах книг. При этом нужно помнить, что вопросы важнее ответов и избегать книг, где автор сам все разъясняет, не оставляя ребенку шанса задуматься над решением этических проблем.

Н. Носов Леденец, Фантазеры, Огурцы, На горке, Карасик

В. Осеева Волшебное слово и др

Е. Пермяк Пичугин мост

А, Барто Вовка добрая душа и др

А. Балинт Гном гномыч и Изюмка

Т. Макарова Мечта Маленького ослика,Слон Хортон ждет птенца

Н.АртюховаМяч и песочные пироги

Л. Улицкая Про доброту

О. Романченко Галина сказка, Уговорил, Хитрый Шурик

Воспитание чувств. Ребенок может съесть или испортить угощение для всей семьи, мешает отдыхать уставшим родителям, драчлив, топчет насекомых и вырывает с корнем растения, не замечает чужих слез, никогда не предлагает свою помощь. Если речь идет о трехлетке – такое поведение типично. Себя он считает центром мира и не способен без подсказки заботиться о других. Но, тем не менее, учить сочувствию и сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации, идентификации испытываемых чувств необходимо и в раннем возрасте. К сфере чувств и эмоций легче всего пробиться с помощью искусства – музыки, живописи, и, конечно, литературы. Считается, что поэзия быстрее вызывает эмоциональный отклик, но не все дети любят слушать стихи. Впрочем, и проза может дать важный навык. В книгах малыши обычно отождествляют себя с одним из героев, и разделяя его радости и переживания, постепенно учатся заботиться о других.

В. Осеева Плохо, Просто старушка, Печенье, Перышко

Б. Алмазов Лягушонок

В. Катаев Цветик-семицветик

Г. Х. Андерсен Гадкий утенок

Е. Благинина Посидим в тишине

Г. Циферов Паровозик из Ромашково

А. Барто История на просеке и др

Д. Биссет Про мальчика, который рычал на тигров

Сложные законы взрослой жизни. Осваиваясь во взрослом мире, малыш нередко попадает впросак. Он торопится поскорее стать таким, как родители, научиться делать то, что они умеют. Но руки и ноги не всегда слушаются, и мешает незнание законов природы и свойств вещей. Истории о детях или животных, сталкивающихся с такими же трудностями, отчасти научат малыша предугадывать последствия своих действий, понимать причинно-следственные связи. И самое важное, что такие истории поднимут самооценку ребенка, избавят от страха неудачи. Благодаря таланту писателей, говорящих на языке детей, малыш поймет, что не он один постоянно ошибается, научиться смотреть на неудачи с юмором, попытается, как и герои книг, победить непокорные предметы окружающего мира.

В. Драгунский Денискины рассказы

Н. Носов Мишкина каша и др.

З. Александрова Смешные человечки

Л. Воронкова Маша-растеряша

В. Осеева Хорошее, Строитель

Е. Пермяк Как Миша хотел маму перехитрить, Как Маша стала большой

С. Маршак Вот какой рассеянный

Дружба и сотрудничество. В среднем дошкольном возрасте просыпается у малыша интерес к сверстникам. Теперь ценность детской площадки измеряется не горками и качелями, а присутствием товарищей по играм. Но дружба – дело не простое. Легко было научить годовалых карапузов играть рядом, обмениваться игрушками и не бросаться песком. Новые проблемы посложнее – как показать ребенку несправедливость отношений, развенчать неудачных кумиров, научить дружить с кем-то, а не против кого-то, сохранять баланс между отзывчивостью и самоуважением? Трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы малыш все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще – вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.

В. Сутеев Яблоко, Под грибом, Кораблик, Палочка выручалочка

Л. Муур Крошка Енот

Е. Пермяк Самое страшное

И.А. Крылов Лебедь рак и щука

Русские народные сказки Лиса и журавль, Репка

Н. Носов Бенгальские огни, Прятки

Л. Улицкая Грустная история

А. Лингрен Принцесса которая не желала играть в куклы

В. Осеева Три товарища, Добрая хозяюшка, Сторож, Случай

Э. Хогарт Мафин и паук

Э. Успенский Крокодил Гена и его друзья

М. Пляцковский Урок дружбы и др

А. Костинский Тигренок, который говорил “Р-Р-Р!” и его друзья

Опасные последствия . Обеспечить безопасность крохи вполне по силам родителям, а вот исследовательский инстинкт ребенка постарше не остановятникакие преграды, замки, заглушки. Остановить смышленого малыша могут только многократные предостережения и рассказы о неприятных последствиях. И конечно книги (обязательно снабженные выразительными иллюстрациями), в которых эмоционально рассказывается о героях, нарушавших запреты.

С. Маршак Пожар

Э. Успенский Про Веру и Анфису

А. Усачев Умная собачка Соня

М. Горький Воробьишко

Читаем, думаем, играем

Прочитав книгу, подобранную с воспитательными целями, хочется вовлечь малыша в обсуждение прочитанного, узнать что и как он понял. Однако лучше, если инициатором разговора будет ребенок. Если малыш внимательно слушает, как вы читаете, но не задает вопросов, не стоит опасаться, что ему неинтересно или он ничего не понимает. Попробуйте через некоторое время вернуться к этой книге. Возможно, крохе нужно будет что-то осмыслить, чтобы сделать свои выводы.

Обсуждение книг не должно напоминать моралистическую беседу. Отношение к героям и событиям преподносите малышу как свое собственное (а не единственно верное) мнение. Пусть ребенок сообщит, согласен ли он с вами. Скорее всего, в начале крохе будет трудно обозначить свои чувства словами. Поэтому попробуйте поиграть с текстом книги. Например, придумайте вместе с ребенком другое окончание рассказа или продолжение, где герои будут действовать в соответствии с предопределенными характерами.Если малышу понравится такое занятие, при чтении новой книги прервитесь и спросите его: ”А как бы ты поступил? Как думаешь, что сейчас произойдет? ”

С ребенком постарше можно попытаться взглянуть на ситуацию с точки зрения разных героев. Полезно отыскивать хорошее в плохих событиях и наоборот: ”Котенок промок под дождем. А кому дождь полезен?” Говорите о чувствах, которые переживают герои по ходу рассказа. Беседу лучше всего строить в форме вопросов и ответов. Взрослый может сообщать свои мысли (иногда нарочно ошибаясь), а ребенок будет соглашаться или возражать.

По любимым книжкам устраивайте спектакли, предоставляя ребенку выбрать персонажа или попробовать себя в разных ролях. Или изготовьте картонные фигурки героев и разыгрывайте кукольные представления. Если вас пугает мысль о театрализованных действиях, просто вносите эпизоды прочитанных историй или отдельных персонажей в игры с ребенком.

Воспитанию чувств способствует соединение чтения с другими видами искусства. Например, подберите музыкальное сопровождение для какого-нибудь произведения. Или репродукции картин, которые оживят ”скучные” описания природы. Если ребенку понравятся такие занятия, предложите ему игру. Слушая музыку или рассматривая картины (желательно настоящие, в музее), придумывайте для какой книги они послужили бы наиболее выразительным сопровождением.

Поддерживайте связь между книгой и реальностью. Во время чтения напоминайте о похожих событиях из жизни малыша, а в жизни иногда сравнивайте поведение ребенка или других людей с литературными персонажами.

Если ребенок отказывается от обсуждений прочитанных книг - не стоит настаивать. Чтение хороших книг и само по себе важная часть воспитательного процесса.

Размышления у книжнойполки

Выбирая книгу для чтения и обсуждения, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Содержимое книги не должно противоречить принятым в семье нравственным установкам. Например, кто-то считает важным учить малыша защищать свою собственность, в другой семье приучают к щедрости. Бессмысленно спорить кто прав, но с автором выбранных книг вы должны придерживаться схожих убеждений.
  • Ребенку важно отождествлять себя с одним из персонажей, иначе книга не найдет отклика, не заинтересует его. Помешать отождествлению может пол, возраст, какие-то черты характера героев.
  • Учитывайте актуальность проблем для жизни малыша. Например, когда ребенок начинает интересоваться сверстниками – подбирайте ему больше книг о дружбе.
  • Важно регулярно читать книжки на родном языке, чтобы малыш усваивал ценности, убеждения, нормы свойственные вашей культуре.
  • Не забывайте о качестве иллюстраций – персонажи должны выглядеть искренними, эмоциональными, с выраженными (иногда и утрированными) чертами характера. Чтобы не ошибиться – выбирайте издания, украшенные такими мастерами детской иллюстрации, как В. Сутеев, В. Чижиков, К. Ротов, В. Владимирский, Е. Рачев, П. Репкин, А. Пахомов, Т. Александрова, И. Семенов, Ф. Лемкуль, Э. Булатов, О. Васильев и др.

Решив пополнить детскую библиотеку книгами не только развлекающими и развивающими, но, прежде всего, воспитывающими, вы поймете насколько обманчиво изобилие детской литературы в магазинах. Больше половины изданий встретят вас серой бумагой, наскоро составленными на компьютере рисунками, бессмысленным текстом. Но и оставшиеся, нередко любимые детьми книжки, вызывают сомнение в их способности воспитания нравственности, доброты, сопереживания.

Как же быть? Распечатывать тексты из Интернета, отыскивать лучшие книжкив библиотеках, самим сочинять сказки и истории. Все усилия стоят того, чтобы потом с гордостью любоваться собравшейся на книжной полке разношерстной компанией добрых друзей и верных помощников.

Буландынского района.

Казахстан.

Тема : Творчество А.Л.Барто.

Цель : познакомить с творчеством А.Л.Барто; расширять кругозор; развивать умение декламировать стихи; прививать любовь к природе, родному краю, к чтению.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Постановка цели.

Звучит весёлая мелодия.

Какую мелодию вы сейчас прослушали весёлую или грустную?

Сегодня мы познакомимся со стихами такими же радостными и весёлыми, как эта мелодия. А написала эти стихи замечательная детская поэтесса. Многие её стихи вам известны уже давно. Вы их знали, когда были совсем маленькими. И я, уверена, стоит мне начать стихотворение, как вы тут же его продолжите.

А) – Зайку бросила хозяйка…

Б) – Уронили мишку на пол…

В) – Ладушки, ладушки! Где были? ...

3. Инсценирование стихов.

А) «Наша Таня»

Б) «Идёт бычок…»

В) «Я люблю свою лошадку»

Агния Львовна Барто родилась в феврале 1906года в Москве в семье ветеринара. Стихи Агнии Львовны весёлые, жизнерадостные и поучительные. Поэзия А.Л.Барто – это праздник. На празднике встречаются разные люди: и мрачные, и ленивые, и завистливые. Веселье захватывает всех. Злого оно делает добрым, жадного – щедрым, грубого – вежливым. А происходит это, потому что юный человек обретает способность посмотреть на себя со стороны, глазами поэта. И может кто-то из вас узнает себя в этих стихах и захочет измениться, стать лучше. Сегодня мы поближе познакомимся с творчеством поэтессы. Я приглашаю вас совершить путешествие в лес. Отправляясь в лес, повторим правила поведения в лесу.

5. Повторение правил поведения в лесу.

Представьте, ребята, что мы оказались на просеке и встретили двух жуков. (Показываю)

Как вы думаете, что могло произойти, если бы они встретились? (Высказывания детей)

А ещё мы встретили мальчика.

Какой могла бы быть встреча мальчика с жуком?

А вот, что случилось между ними в стихотворении «История на просеке»

1.Если вы попросите,

Я вам расскажу,

Как гулял на просеке

Жук, рогатый жук.

2.Он топорщил усики:

- Дайте мне пройти!

Он жуков малюсеньких

Сталкивал с пути.

3.А жучиха- бабушка

В нём души не чаяла,

Заступилась бабушка:

Это он нечаянно.

    Если вы попросите,

Я вам расскажу.

Шёл Сергей по просеке

А на встречу – жук.

Сбил Сергей жука,

Он носком сандалии

Дал ему пинка.

    Если вы попросите,

Я вам расскажу,

Как лежал на просеке

Жук. Убитый жук.

    Как была встревожена

Бабушка Серёжина.

Между прочим, бабушка

В нём души не чаяла

Ах, вздохнула бабушка,

Это он нечаянно.

Каким вы представляете Серёжу?

Правильно ли он поступил? Почему?

5. Игра «Концовки»

1. К нам на пёстрые страницы

Прилетели две (синицы).

2. Раз торчат иголки,

Значит это (ёлки).

3. Не послушал зайка папу –

Отдавили зайке (лапу).

4. А возле этой ёлки

Бродят злые (волки).

5. На горе стоит лесок,

Он не низок (не высок).

6. Скажи погромче слово «гром»

Грохочет слово словно (гром).

Раздаётся стук в барабан.

Посмотрите, ребята, только что было светло, ярко светило солнышко, но вдруг небо потемнело, гремит гром, приближается гроза. Вы хотите узнать, почему рассердился гром? Сейчас послушайте стихотворение. И, если вы догадаетесь, почему рассердился гром, то тучи разойдутся, и снова на небе покажется солнце.

6. Стихотворение «Весенняя гроза».

1. Черёмуха, черёмуха 3. Сначала он неполный,

В овраге расцвела. Неполный подал голос.

Черёмуха, черёмуха Потом от жёлтых молний

Стоит белым – бела. Всё небо раскололось.

2. Ходили за черёмухой 4. Всё громче, громче слышится,

Девчонки вчетвером, Гремит через огонь:

Да оборвать черёмуху, «Черёмуху, черёмуху,

Им не позволил гром. Черёмуху не тронь!»

Почему гром рассердился?

Что вы знаете о черёмухе? (Ответы детей)

Обобщение ответов.

7. Физминутка.

Только в лес мы все зашли,

Показались комары.

Руки вверх хлопок над головой,

Руки вниз хлопок другой.

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И в развалочку идём.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко.

8. Стихотворение «Я люблю ходить вдвоём».

1.Я люблю ходить вдвоём 4. Я один брожу в лесу

В поле, в лес, на водоём. (Так бывает редко)

Я люблю пускаться в путь Задрожала на весу,

Не один, а с кем-нибудь. Закачалась ветка.

2.Я люблю кричать: «Гляди! 5. Белка в зелени густой

Посмотри! Постой-ка! Скачет в перелеске.

Видишь, речка впереди! Крикнуть некому «Постой!

Лодок, лодок сколько!» Я один. Мне с красотой

3.И с обрыва с высоты

Я зову: «Ау! Где ты?

Погляди с обрыва,

Как вокруг красиво!»

Почему герой стихотворения не любит ходить на прогулку один?

9. Песня «Вместе весело шагать».

Ребята, мы вышли на лесную полянку. Закройте глаза и представьте, что вы на полянке. Вы слышите лесные звуки. Где-то поёт соловей, гудит шмель, стрекочут кузнечики. Вокруг вас много красивых цветов, ароматных трав. По краям поляны выстроились в ряд величественные деревья. Откройте глаза и скажите, какие деревья вы увидели.

10. Стихотворение «Я у мальчиков спросила».

Я у мальчиков спросила:

Это что за деревце? –

Говорят они: - Осины –

Только мне не верится.

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголки

Значит, это ёлки!

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

Мы в своей тетрадке синей

Нарисуем все листы

И не скажем об осине:

«Ах, берёза, это ты!»

Погляжу на дерево И скажу уверенно:

«Это липы, это клёны,

А вот это- дуб зелёный».

11. Встреча с Хозяйкой леса.

Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка леса.

Лес – это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья. А хорошо ли вы знаете деревья, которые растут в лесу, умеете ли их различать? Сейчас я буду показывать листья деревьев, а вы отгадывать их названия.

Молодцы! Я вижу вы хорошие знатоки леса.

Ребята, Хозяйка леса устала, ведь у неё так много работы. Давайте порадуем нашу гостью! Почитаем ей стихи.

12. Конкурс стихов.

    «Мы не заметили жука».

    «Лягушата».

    «Пёс».

    «Целый день поёт щегол».

    «Котёнок».

    «Сторож».

Хозяйка леса благодарит детей за стихи, дарит подарки и прощается.

На поляну выбегает белочка, она приносит письмо. На конверте надпись «1класс».

Ведущий читает письмо.

Ребята, злой волшебник похитил книги с выставки. Вернуть их на полки вы сможете, если отгадаете, из каких стихотворений эти строки.

Названия стихотворений записаны на доске вразброс.

13. Викторина.

1. «…Он жуков малюсеньких

Сталкивал с пути…» («История на просеке».)

2. «…Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь…» («Я люблю ходить вдвоём».)

3. «…Да оборвать черёмуху

Им не позволил гром…» («Весенняя гроза».)

4. «…Говорят они:- Осина-

Только мне не верится…» («Я у мальчиков спросила».)

5. «…Я же этой цапли

Не боюсь ни капли…» («Лягушата».)

6. «…А попробуй, сунься вор -

Вмиг залает на весь двор…» («Пёс».)

7. «…Третий год ему пошёл,

А он боится кошки…» («Целый день поёт щегол».)

8. «…Что здесь не мышка,

А клубок…» («Котёнок».)

9. «…Скажи мне по совести:

Примут меня?» («Сторож».)

14. Выставка книг.

Рассказ о книгах выставки.

Итак, ребята наше путешествие закончилось. Нам пора в класс, потому что начался дождь.

15. Чтение стихотворения «Дождь в лесу».

Все стихотворения, которые мы сегодня читали, были посвящены природе. Прочитайте пословицу.

«Бережём природу – бережём страну!» - Как вы понимаете пословицу?

16. Итог урока.

С творчеством какой поэтессы мы познакомились?

Чему учат её произведения?

Учитель начальных классов

Макинской школы-гимназии