География для малышей

УРОК ПЕРВЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Как башни поссорились"

Жили-были три башни. Да-да, не удивляйтесь, именно башни! Жили они дружно, часто весело болтали о том, о сем. Одну звали Останкинская башня, вторую – Берлинская, а третью – Эйфелева. Но вот однажды...

– Я – самая красивая башня! – сказала Эйфелева. – Меня рисуют художники, меня снимают для журналов, обо мне пишут в школьных учебниках. И нет ни одного человека в мире, кто бы обо мне не слышал! И вообще, я символ Парижа! А Париж – это столица Франции!

– Фи, задавака! – ответила ей Берлинская. – Я вот тоже в каждой книге о Берлине, а Берлин, между прочим, тоже столица, только Германии! Вот!

– Нашли чем хвастаться, – сказала Останкинская башня. – И я из столицы. Да-да, из столицы России – Москвы!

Но француженка не успокаивалась.

– Зато я – настоящее чудо: я сделана из 18 тысяч деталей, а гаек на мне – два с половиной миллиона!

– Ну и что?! Во мне вот 45 этажей! – ответила ей Останкинская.

– А у меня есть ресторан, и он вращается! – вмешалась Берлинская башня.

– И у меня есть! – закричала Эйфелева.

– И у меня, и у меня! – подхватила Останкинская.

– А я самая высокая, – не унималась парижанка, – я 317 метров высотой!

– Ха-ха, – засмеялась Берлинская, – а я – 360! Это не ты, а я самая высокая!

– Куда уж вам, – заявила Останкинская. – Самая высокая – я, у меня рост – 540 метров!

И так башни рассорились. Стоят и молчат, будто друг друга не видят...

Первые дни они еще сильно друг на друга обижались и поэтому было легко молчать. Но потом стало скучно и грустно. Башни стояли унылые. А тут еще осень пришла с частыми дождями. От этого еще тоскливей становилось. Башни начали от одиночества ржаветь. Тут и до простуды недалеко.

– Пщи! – чихнула Эйфелева башня.

– Будь здорова! – тут же откликнулась Берлинская.

– Ты бы горячего чаю попила! – посоветовала Останкинская.

– Спасибо, – ответила растроганная вниманием француженка и улыбнулась двум башням. И башни, конечно же, улыбнулись ей в ответ. И они помирились. И больше никогда не ссорились, ведь какая разница, кто выше, а кто изящнее, главное, что есть те, с кем всегда можно поговорить и посмеяться и кто предложит тебе в непогоду горячего чая!

ГЕОЗАДАНИЯ


1. В сказке башни расхвастались: и высокие-то они, и красивые, да еще живут в столицах. А что такое столица ?

2. Выучи стишок.
Столица
Есть в каждой стране город главный,
Большой он, важный и славный.
Зовется город столицей.
Не знать ее не годится!

3. Написали мы три страны и их столицы друг против друга. Да вот беда! Осенний ветер подул, и слова перепутались! Помоги разобраться, где же чья столица?

Россия – Париж
Франция – Берлин
Германия – Москва

УРОК ТРЕТИЙ

ГЕОСКАЗКА
"Путешествия Афони"

часть вторая

Пока друзья летели домой, Афоня рассказал ветру о белой войлочной юрте, на что ветер ответил:

– Фи! Удивил! Из ткани! Я знаю места, где люди строят дома из оленьих шкур и даже из коры деревьев!

– Из коры деревьев? – удивился домовенок. – Но ведь такой дом будет очень хрупким!

– Совсем нет! Давай полетим, увидишь!

Так Афоня оказался на Севере России, где очень-очень холодно и почти всегда лежит снег. Он подошел к домику, похожему на большой колокольчик или на пирамидку.

– Вот это домик! Действительно из кожи! – воскликнул Афоня.

– Это чум ! – раздался голос, и рядом появился темно-оранжевый домовенок, одетый в меховую шубку.

У этого домовенка было красивое чукотское имя – Энлё. Они познакомились, и Афоня узнал о том, как строят чум. Сначала люди ставят по кругу жерди и скрепляют их сверху вместе. Потом готовую основу застилают шкурами и корой деревьев, потому что такое покрытие не даст холодному северному ветру проникнуть вовнутрь. В чуме, как и в юрте, есть дверь - отверстие, завешенное шкурами – и отверстие в потолке, куда выходит дым от костра. На костре готовят еду, а еще костер согревает помещение.

– И чум тоже можно переносить с места на место? - спросил Афоня.

– Конечно, ведь люди разводят оленей. И когда стадо оленей должно уйти далеко-далеко, то люди разбирают чум, все грузят на низкие сани, запряженные собаками, переезжают, а там снова ставят чум. А твой чум разве стоит на месте?

Афоня рассказал об избе и о киргизской юрте.

– Да… – задумался северный домовенок. –- Никогда не слышал ни про деревянный, ни про войлочный чум. Зато белый медведь как-то рассказывал, что слышал от птиц о далекой стране, где есть дома из веток. Чудеса!

Конечно же, после этих слов и Афоня, и ветер захотели своими глазами увидеть домик из веток. Они немного погостили у Энлё и стали собираться в путь. На прощание Афоня подарил северному домовенку варежки и пригласил к себе. А Энлё подарил Афоне обувь из шкур – ичиги.

Попрощались. И полетели Афоня с ветром в далекую страну Америку. Страшно было лететь через огромный океан, но все-таки они достигли индейских лесов и нашли среди деревьев низкие домики.

Теперь Афоня уже знал, что это самый настоящий домик, хотя он был без углов, без окон и без крыльца и скорее походил на половину большого зеленого помидора, покрытого листьями. Афоня познакомился с красным домовым Чароки и узнал от него много нового и интересного. Оказалось, что такой домик называется вигвам , и местные жители, индейцы, строят его из гибких тонких стволов, а сверху покрывают ветками, корой деревьев и циновками. Вигвам, как юрту или чум, можно переносить с места на место

– Как интересно! – воскликнул Афоня. – Такие далекие друг от друга и такие похожие между собой домики. И в то же время они так не похожи на мою родную избушку!

– Какие еще домики? Что такое избушка? – заинтересовался Чароки.

И Афоня стал рассказывать о домах из дерева, из войлока, из шкур.

Чароки слушал как завороженный, а потом сказал:

– Знаешь, когда-то мне мой дед рассказывал легенду, что на самом северном краю домики строят изо льда! Но это, конечно легенды...

Попрощавшись с Чароки, Афоня и ветер полетели искать ледяной дом.

А пока Афоня и ветер летят на север, помоги разгадать ребус и загадку, в которых “спрятаны” два слова из сказки!

ГЕОЗАДАНИЯ

1. Загадка.

Индеец из прутьев и листьев сам

Построил жилище - легкий...

2. Разгадай ребус.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Путешествия Афони"

часть третья

Долго летели ветер с Афоней на север, становилось все холоднее и холоднее. Вскоре они оказались на самом дальнем Севере, где всегда зима и где не видно было ничего кроме снега. Стали они искать что-нибудь похожее на домик, но ничего не нашли. Совсем расстроились. Темнело быстро, и когда ветер и домовенок совсем отчаялись и уже хотели лететь домой, они увидели среди снегов огонек. Полетели туда. То, что они нашли, выглядело как большая половинка снежка, но сделанная из ледяных кирпичей.

Может, там живет медведь? - спросил ветер.

Разве медведи умеют зажигать огонь? - возразил Афоня. И они приблизились. Вход находился не над землей, а под и к нему вело углубление, достаточно большое для людей, а уж для домовых-то и подавно. Афоню встретил белый домовой, Блэк. Ветер тоже зашел, потому что даже для него снаружи было холодно. Они сели у огня в центре. Домовенок сразу посмотрел вверх, ожидая увидеть в белом потолке отверстие, как в юрте, или поменьше, как в чуме, а увидел маленькую дырочку.

От большого отверстия мы тут замерзнем! - засмеялся Блэк, он догадался, о чем подумал гость.

Это - иглу! - рассказывал Блэк. - Строят иглу изо льда. Сначала находят ровное место, очерчивают на снегу круг и складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые тоже вырезают из ледяных глыб. Когда стены готовы, прокапывают вход и выбрасывают снег наружу. Все, иглу готово.

А почему здесь нет двери, но тепло? - спросил Афоня.

А потому, - стал объяснять Блэк, - что здесь воздух нагрет от огня и он занимает все место под домиком-куполом и не дает холодному воздуху снаружи проникнуть вовнутрь!

А почему же иглу не тает от огня? - спросил Афоня.

Этого огня совсем недостаточно, чтобы растопить все эти ледяные кирпичи, - ответил Блэк, показывая рукой на стены. - Наоборот, чуть-чуть подтаяв, ледяные кирпичи смерзаются еще крепче! А вы откуда?

И гости начали рассказывать об избушке и о том, где они были, какие дома видели. Блэк, услышав так много интересного, засобирался в путешествие, чтобы увидеть, правда ли есть дома из ткани и страны, где не бывает снега.

А домовенок чем больше рассказывал об избе, тем сильнее скучал по дому. У избушки есть высокое крыльцо, крыша, украшенная деревянной резьбой. А внутри дома есть лавка, на которой так здорово сидеть с бабушкой и дедушкой и слушать их сказки. И, главное, там есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья, а на печке так хорошо спится, пока за окнами ходит мороз и раскрашивает узорами окна! Засобирался Афоня домой, а на прощание подарил Блэку теплую шапку и пригласил к себе в гости.

Снова летели ветер с Афоней через океан, но теперь дорога казалась короче, ведь это была дорога домой. Вот и родная избушка!

В гостях хорошо, а дома лучше.

ГЕОЗАДАНИЯ


Разгадай ребусы.

УРОК ПЯТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Площадь Регистан"

Это случилось давным-давно, еще в 15-17 веках. В Самарканд, город Узбекистана, съехались самые лучшие строители и архитекторы со всей Средней Азии. Собрались они, чтобы построить самые лучшие медресе - здания высших школ, в которых бы потом учились юноши и становились философами, математиками, юристами, преподавателями арабских языков и других наук.

Долго трудились строители и архитекторы. И вот, наконец, построили. И так это было красиво, что весть об этих медресе разнеслась по всей Азии, и даже достигла волшебного сада, где жили прекрасные пери (феи). Услышали они, что люди создали что-то очень красивое, и решили на это посмотреть. И вот ночью, чтобы их никто из людей не увидел, прилетели они к площади Регистан, на которой стояли эти медресе, и, увидев, согласились с людьми - это и правда было великолепно. В центре возвышалось медресе Тилля-Карри. Это двухэтажное здание было выстроено квадратом, внутри разбит цветник - дивный аромат роз витал в ночном воздухе.

Слева стояло медресе Улугбека, а справа - медресе Шер-Дор. Они находились напротив друг друга и были похожи как братья: и у одного, и у другого были две высокие башенки, удлиненные окна, двери из дерева, украшенные искусной резьбой.

И так понравилось все это пери, что они от радости засмеялись и затанцевали. И решили сделать людям, создавшим все это, подарок: они сняли свои бусы, прошептали заклинанья и бросили их в сторону медресе. Бусы поплыли по воздуху, превратились в цветные облака и окутали ими здания.

А утром, когда жители Самарканда пришли на площадь Регистан, они увидели чудо: здания были сплошь покрыты тончайшим узором. В нем были и геометрические фигуры, и цветы, и птицы, и строки из священной книги - Корана.


На рисунке: Самарканд, площадь Регистан.
Слева направо - медресе Улугбека (1420), Тилля-Карри (1660), Шер-Дор (1636).

Люди догадались: это пери так показали, что им понравились медресе. И самаркандцы устроили большой праздник.

А площадь Регистана и сегодня восхищает всех, кто ее видит.

ГЕОЗАДАНИЕ


В Узбекистане 13 административных областей. Если ты правильно расставишь названия шести областных центров (Бухара, Карш, Фергана, Навои, Нукус, Турмез), то по вертикали в выделенных клетках сможешь прочитать название столицы Узбекистана. Для подсказки некоторые буквы уже поставлены.

УРОК ШЕСТОЙ

ГЕОСКАЗКА
"Царь и кактус"

Жили-были кактусы. Это были не обычные кактусы, а кактусы-иностранцы. Повелел как–то русский царь Петр Первый основать в Санкт-Петербурге Аптечный огород, где должны были "произрастать чужестранные деревья, травы и семена".
И с 1714 года стали приезжать в Россию заморские гости, в том числе и мексиканские кактусы. Дружно росли кактусы, рядышком. Был среди них один самый большой кактус по имени Марктус. Однажды кто-то ради шутки надел на него картуз, а Марктус решил, что это потому как он самый красивый и самый умный. Зазнался.

Царь повелевал больше школ строить, и для иностранных кактусов тоже школу открыли. Все кактусы учатся, а Марктус только над ними смеется:

– Я и так умный, все-все знаю!

Вот однажды пришел в огород сам царь. Увидел Марктуса и воскликнул:

– Ба! Какой красавец!

Марктус колючки растопырил, важно надулся. Царь спрашивает:

– Откуда ты? Из какой страны?

– Из Мексики! – отвечает кактус.

– А на каком это континенте?

Не знает Марктус, что ответить. Кактусята ему помогают, подсказывают:

– В Северной Америке !

– В Северной Америке! – повторил громко Марктус.

Царь это заметил, нахмурился. Очень ему не нравилось, когда кто-то был неучем и к тому же не хотел учиться.

– А Россия на каком континенте? – спросил царь.

Молчит Марктус.

– На континенте Евразия ! – шепчут кактусята.

– Цыц! – сказал им Петр Первый. – А какая страна больше: Мексика или Россия?

– Мексика, – ответил Марктус.

– Да таких Мексик в России восемь поместится! – загремел царь.– Ну, а какая самая длинная река в Мексике, на твоей родине?

На этот вопрос ответили маленькие кактусы:

Рио–Гранде .

– Ну, а хоть знаешь, какая самая высокая гора в Мексике, а какая здесь, в России?

Однако ни о мексиканском Пико де Оризаба (5700 метров), ни о российском Эльбрусе (5642 метра) Марктус ничего не знал. Стало ему стыдно.

– Эх! – воскликнул царь. – Глупый кактус! Ничего не знает, ничему не учится! Зато в картузе!

Запомни: важно что не НА голове, а что В голове!

А Марктус снял картуз и попросил у соседнего кактуса учебник.

ГЕОЗАДАНИЯ


1. Назови, на каких континентах расположены Мексика и Россия. Назови самые длинные реки и самые высокие горы в Мексике и в России.

2. Выучи стишок про кактус-зазнайку!

Из Мексики кактус
По имени Марктус,
Одетый в картуз,
Был важен, как туз.

Кактусят поучал он: "Знайте,
И на колючки мотайте,
Я важен, как карточный туз,
Потому что ношу картуз!"

УРОК СЕДЬМОЙ

ГЕОСКАЗКА
"Дружба ничего не боится"



Путешествовал как-то гном. Долго он был в пути и однажды увидел необычную гору, которая стояла одна-одинешенька. Верхушка же у нее была не острая, как у большинства гор, а как будто срезанная.

– Привет! – улыбнулся гном. – Давай знакомиться!

– Со мной? – удивилась гора. – Меня все боятся. И никто не разговаривает со мной, и не играет, а я так люблю придумывать загадки!

– Загадки? Вот здорово! – воскликнул гном. – А я так люблю их разгадывать! Давай играть!

Необычная гора обрадовалась.

– Давай! Вот первая загадка:

Жил-был бог

Когда-то в Риме,

Кузнецом он

Был,

Глубоко

В подземном мире

По наковальне

Бил.

Кругом огонь

Пылал,

Бог молотом

Стучал.

Его Вулканус

Звали.

И мне имя

Дали

В честь него.

Позвольте вам

Представиться –

...

Вулкан! – догадался гном.

– Правильно! – обрадовался Вулкан. – Правда, я начинающий поэт, поэтому рифма не очень красивая.

– А мне нравится! – сказал гном. – А еще одну загадку можно?

Внутри меня

Есть пустота –

Огромная труба.

Она пряма.

И неспроста

Тянется она

Из–под земли

К моей макушке.

Есть похожая

У пушки:

Там по ней

Бежит ядро.

У них название

Одно.

Что это?

Минут пять думал гном.

– А, вспомнил! Жерло!

– Правильно! – воскликнул довольный вулкан. – Вот еще одна загадка:

М оре раскаленное,

А лое, бездонное

Г лубоко под землей.

М ечта его – весной

А прель увидеть над землей!

– Нет, не могу я отгадать! – сказал, подумав, гном. – Непонятная загадка! Разве может море быть раскаленным?! Оно же холодное. И синее, а не алое!

– Под землей, действительно, есть огненное море. Оно как манная каша – густое и горячее. Но красное. А в этой загадке название зашифровано: прочитай первые буквы строк сверху вниз!

Магма! – сказал гном вслух. – Ну ты молодец, такую интересную загадку придумал! С тобой так интересно играть! Почему же тебя боятся?

– А потому, что иногда я чихаю, и тогда происходит…. Вот слушай загадку об этом:

Захотел Вулкан чихнуть –

Поднялось давление.

Через жерло магма в путь

Пустилась в приключение.

Пронеслась по жерлу вверх,

Прорвалась наружу

С шумом, треском из прорех

Разлилась. О, ужас!

– И что это? –спросил гном. Он никогда о таком не слышал.

– Это называют извержением вулкана , – пояснил Вулкан. – Но это еще не все. Когда я собираюсь чихать, подымается гул, и начинается землетрясение . Потом с моей макушки слетает слой застывшей магмы и превращается в облако пыли и пепла . Пепел может засыпать все вокруг! Потом уже вытекает магма, ее называют “ лава ”. Она жутко горячая и может сжечь все на пути, стекая по моим бокам. Когда она остывает, то становится темной и твердой. Вот из-за этого-то меня все и боятся, и никто рядом не живет. Ох–хо–хо!

– Я буду здесь жить! – сказал гном. – И мы будем играть в загадки! А если ты захочешь чихнуть, то я убегу подальше, а потом вернусь. И мы будем играть дальше.

– Здорово! – обрадовался Вулкан.

И до сих пор счастливый Вулкан придумывает загадки, а гном их отгадывает.

ГЕОЗАДАНИЕ
Кроссворд "Вулкан"

1. Она горячая и красная, стекает по вулкану.
2. “Труба” внутри вулкана.
3. Раскаленное море глубоко под землей.
4. Он может зас ы пать все вокруг.
5. Это явление самое страшное для всех, кто живет рядом с вулканом.
6. Это явление происходит, когда вулкан собирается чихнуть, при этом все вокруг трясется и падает.

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Самые опасные"

В Атлантическом океане, недалеко от экватора, жил-был маленький Акварик. Он очень любил путешествовать и даже вел "Путевой дневник", куда записывал свои мысли и впечатления.

Однажды приплыл Акварик к самой длинной реке Южной Америки – Амазонке. Перед ней на подводной табличке было написано: "Самая опасная река".

"Чем же она так опасна?" – заинтересовался Акварик и поплыл посмотреть. Вскоре он увидел огромного крокодила .

– Здравствуйте, я – Акварик!

Крокодил важно кивнул:

– А я – самый страшный крокодил самой опасной реки – Амазонки!

– А разве это хорошо – гордиться тем, что ты опасен? – спросил Акварик.

– Конечно, – пояснил крокодил, – ведь не каждый может похвастаться, что способен долго-долго лежать в воде и ждать, пока какое-нибудь неосторожное животное зайдет в реку, а потом – ам!– и быстро съесть его!

И крокодил снова занял свой наблюдательный пост. Акварик не стал его больше ни о чем спрашивать, а благоразумно поплыл дальше.

Вдруг издалека показалась стайка рыб, конечно же, Акварик решил поплыть им навстречу.

– Осторожно!!! Это же пираньи ! – вскрикнула маленькая рыбка, схватила Акварика за лапку и утянула за камень.

– А что, эти пираньи опасны? – удивился Акварик.

– Это хищницы, самые опасные хулиганки в нашей реке, а может, и во всем мире! Они кусаются острыми зубами, обижая всех подряд, и даже крокодил старается с ними не встречаться! Ах, как бы и мне хотелось быть пираньей!

– Разве это хорошо, когда с тобой никто не хочет встречаться? – спросил Акварик.

– Ну, может и не хорошо, но ведь при этом ты такой знаменитый! Тебя все-все знают!

И рыбка размчталась, как хорошо быть зубастой. Акварик не стал ей мешать и поплыл дальше.

Только забрался в небольшую заводь, как увидел огромную серовато-зеленую змею. Акварик поздоровался. Змея тоже представилась:

– Я – анаконда , самая большая змея Амазонки! И все меня боятсят! Так же, как и нашу Амазонию!

– А что такое Амазония? – поинтересовался Акварик.

– Амазония – все это место: и река Амазонка, и впадающие в нее реки, и тропический лес у этих рек. И везде живут опасные хищники, такие как крокодил, пиранья или я. А ночью в лесу хищные звери кричат так страшно, что даже моя чешуя встает дыбом! Вот как у нас здорово! Так что, приплывай к нам еще!

– Спасибо за приглашение! – вежливо поблагодарил Акварик. – И вы к нам приплывайте!

А вернувшись домой, Акварик написал в "Путевом дневнике": "Амазония – удивительное место, там всем нравится быть страшными и опасными. А где же найти место, где все хотят быть добрыми?"

А вы не знаете?

ГЕОЗАДАНИЯ


1. Прочитай (а если понравится, то и выучи) стишок об Амазонии:

Амазония

Эта область загадочна очень.
Здесь жутко кричит кто-то ночью.

Темен тропический лес,
Полный всяких чудес:
Насекомые, птицы и звери,
Лианы (в них прячутся змеи).

В реке Амзонке – вниманье! –
Опасные рыбки пираньи.
И крокодилы зубастые
Ныряют, будто бы с ластами.

Надеюсь, дело понятное –
Амазония – место приятное!

2. Чтобы научиться наблюдать, совсем не обязательно ехать в Амазонию, ведь интересное находится повсюду: по дороге в школу или домой, во поездки на автобусе. Интересными могут быть люди, животные, забавные плакаты, необычные дома. Заведи себе "Путевой дневник" и пиши или зарисовывай туда все, что покажется интересным. Учись наблюдать! А потом так покажи свои заметки друзьям, чтобы и они узнали о самом необычном из самой обычной прогулки!

УРОК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"День рождения"

из цикла "Сказки о городах"

Жил-был в столичном городе Риге оргАн . Жил он в Домском соборе . У органа был хороший характер, но иногда ему становилось грустно, особенно перед днем рождения. Тогда он думал: "Вот и еще на один год я стал старее". И вздыхал.

И вот однажды органу исполнился сто двадцать один год. Все друзья поздравляли его с праздником, каждый старался пожелать что-нибудь особенное.

– Желаю тебе, чтобы ты навсегда остался в истории Риги! – пожелал ему Музей истории Риги , живущий на улице Паласта, недалеко от Домского собора. А стоящий в этом музее сосновый великан, конечно же, пошутил по поводу роста:

– Желаю, чтобы ты с возрастом не ссохся, а остался таким же двадцатипятиметровым!

Орган улыбнулся – великан-то был в десять раз ниже его!

– Пусть краски на картинах, украшающих тебя, всегда остаются свежими! – сказал красивый Художественный музей .

А живущая рядом с ним Резиденция президента Латвии показала, что она разбирается в политике

– Желаю, чтобы ты, орган, стал известен во всем мире, и о Латвии узнали все–все–все!

– Не болей! – пожелал Музей фармацевтики .

Этнографический музей пошутил:

– Главное, не забывай по утрам продувать меха, чтобы твоя ширина – одиннадцать метров – не стала больше!

Орган тут же изменил осанку – выпрямился и втянул бока.

– Пусть твоя резьба всегда остается такой четкой! – рапортовала Пороховая башня .

Почему прорапортовала? Да потому, что в ней находится Военный музей .

– Желаю, чтобы тебя ценили! – сказал Центральный рынок , он был самым крупным в Европе и удобно расположился в ангарах, где когда–то стояли дирижабли.

– И чтобы тебя любили! – сказали Часы Лаймы , под которыми обычно назначают свидания влюбленные.

– Главное, – вдруг сказал "Кошкин дом" , – чтобы в тебе не завелись мыши!

Этот дом так называется потому, что у него на фасаде изображены кошки.

Тут хором заговорили Три брата – три средневековых здания с улицы Маза Пилс:

– Желаем, чтобы твои клавиши всегда играли дружно и слаженно!

Темно-красный Дом Черноголовых (так когда–то называли иностранцев) пожелал, чтобы на органе играли самые виртуозные музыканты свои самые красивые произведения. А высоченный Памятник Свободы с улицы Бривибас сказал:

– Желаю тебе, орган, чтобы из твоих медных труб еще долгие-долгие столетия звучала музыка, наполняющая сердца светом и радостью!

Как радостно было органу слушать столько хороших пожеланий!

А Домский собор , самый старый и самый мудрый, сказал:

– Никогда не грусти! И цени, что имеешь!

И тут орган подумал: "Как хорошо, что есть друзья!" И еще он подумал, что Домский собор прав. Год прошел, это так, но зато он целый год был со своими друзьями. Целых 365 дней они болтали, смеялись, обсуждали новости. И до следующего дня рождения у них есть еще целый год! И сколько еще интересного произойдет, сколько хороших впечатлений добавится! Теперь он уже думал о прошедшем годе не с грустью, а, наоборот, с радостью.

И счастливый орган заиграл для друзей свои самые красивые мелодии.

Для справки.
Домский собор - самый большой кафедральный собор Прибалтики - был основан в 1211 г. Главная достопримечательность Домского собора - орган, сооруженный в 1884 г. В то время это был самый большой орган в мире.
Домский оргАн - впечатляющая конструкция высотой в три этажа. В нем 6 768 труб, металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м, есть четыре клавиатуры для рук и одна - для ног. На пульте - 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. Воздух подается "по старинке" - при помощи шести мехов.

ГЕОЗАДАНИЕ

УРОК ПЯТНАДЦАТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Самые высокие"

Жили-были два друга: Вулкан и Гном. Каждое утро, проснувшись, Гном умывался, чистил зубы, и они приступали к утренней гимнастике. Вулкан пел, и от этого его склоны то раздувались, как шар, то втягивались внутрь. А Гном делал гимнастику со счетом: и раз – мах ногой, и два – кувырок, и три – прыжок. А потом они начинали играть в загадки: Вулкан их придумывал, а Гном пытался отгадать.

– Вулкан, ты знаешь все на свете! – сказал как–то Гном другу. – А какая гора самая высокая в Африке?

– Попробуй, отгадай! – ответил Вулкан. – Слушай внимательно!

Гном взял палочку и приготовился писать на земле буквы.

Принадлежат "ИК", "ИЛ" , и "НАМ"
К простым, обыденным словам.
Но если их перевернем,
Слоги первые найдем!

И Гном написал "ИК" наоборот, получилось "КИ", вместо "ИЛ" – "ЛИ", и в конце "МАН" и прочитал: "КИЛИМАН" .

А теперь мы попоем:
Нотку
"ДО" себе возьмём.
Мы с жаром будем распевать,
Куда нам только
"ЖАР " девать?
Да в нотку! Между
"Д" и "О".
Название наше – вот оно!

Гном написал "Д", потом "ЖАР" и, наконец, "О"

КИ–ЛИ–МАН–ДЖА–РО ! – прочитал он по слогам. – Какое трудное название!

– Есть еще труднее! – отозвался Вулкан. – Вот попробуй расшифровать название самой высокой горы в Южной Америке.

Слово "КОНЬ" поставь за "А"
И мягкий знак сотри:
Четыре буквы у тебя –
Название горы.

Гном написал "А", потом "КОНЬ" и стер "Ь". Получилось "АКОН".

Теперь две буквы к ним добавь –
Последний слог в
"ЛУЖАЙКА" –
И из
"ГУАШЬ" ты "ШЬ" изъяв,
Найдешь конец. Давай-ка!

И Гном к "АКОН" дописал последний слог "КА" и "ГУА".

А–КОН–КА–ГУА ! – воскликнул он.

– Правильно! – обрадовался Вулкан. – А вот – название самой высокой горы в Северной Америке:

Её название – два слова.
Первое – цветочек с поля.
Алый, с черной сердцевиной
И с дурманящею силой.
Справа
"Кинли" напиши,
Все название найди!

МАК–КИНЛИ! – обрадовался Гном, ведь он сразу догадался, о каком цветочке идет речь. – А самая высокая гора в Европе?

И Вулкан снова стал рассказывать загадками:

ЭЛЬФ в лесу БРУСНИКУ ел.
И помочь нам захотел:
"Возьми три буквы от меня
(Напиток лей в бочонки!),
Дальше ягода моя
Без имени девчонки!"

– "ЭЛЬ" – действительно, напиток, – воскликнул Гном, – я о нем читал. А вот имя девчонки в "БРУСНИКА"?! "РУСНИ"? Нет, не похоже. "УСНИ"? Тоже не похоже на имя. "НИКА"? Да, точно, "НИКА"! "БРУСНИКА" минус "НИКА" получилось "БРУС". Значит, гора называется ЭЛЬ–БРУС ! Вот здорово!

– Да, правильно, Эльбрус! – ответил довольный Вулкан. – А вот теперь попробуй отгадать название самой высокой горы в Азии. Эта гора, к тому же, самая высокая в мире!

Э то самая-пресамая
В
ысокая гора.
Е
ё вершина острая
Р
ежет облaка
Е
ё найдешь ты в Индии
С
редь гималайских туч.
Т
олько чтоб добраться,
Ты должен быть могуч!

Гном нашел название самой высокой горы, а вы, ребята, нашли?


ГЕОЗАДАНИЕ

Расскажи, где эти горы находятся.

УРОК ШЕСТНАДЦАТЫЙ

ГЕОСКАЗКА
"Письмо Деду Морозу"

Жил-был мальчик Данилка. Он совсем недавно пошел в школу, но уже умел читать и писать. Его мама работала на почте, и мальчику очень нравилось приходить к ней на работу и помогать рассортировывать письма. А нравилось потому, что таким образом Данилка учил географию. Брал письмо, читал название страны и города. Затем бежал к большой настенной карте мира искать, куда же отправится это письмо. Чаще всего письма были адресованы в города России и в города соседних с Россией стран: Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии... Однако, многим письмам предстояла более дальняя дорога: в страны Западной Европы и даже на другие континенты!

Но вот оджнажды, где-то в ноябре, Данилка сидел на почте за столом. И прочитал на одном из конвертов: "Деду Морозу, город Великий Устюг..."

Непонятно. Какому такому Деду Морозу?! Может быть, так решил пошутить какой-нибудь мальчик, отправляя письмо своему дедушке? Но только Данилка об этом подумал, как услышал:

– Это почта?

– Да, – ответил Данилка, оглядываясь. Откуда же доносится этот тонкий голосок? И тут он увидел, как с открытой форточки спрыгивает маленький человечек, а за ним - маленький белый медведь.

– Ты кто? – удивился Данилка.

– Я?! – переспросил человечек. – Я – почтальон Деда Мороза! Дети уже, наверное, начали писать ему письма? Точно! – и человечек подбежал к письму, которое только что держал в руках Данилка.

Данилка хотел спросить, есть ли Дед Мороз на самом деле, но решил, что глупо спрашивать: раз есть почтальон Деда Мороза, то и Дед Мороз, конечно, есть. И поинтересовался:

– Дед Мороз читает все-все письма, которые ему пишут?

– Хм! – обиделся человечек. – Читает?! Да он на все письма отвечает! И даже выполняет заветные желания! Например, напишут, что хотят рисовать чудесные картины, и он через нас, своих почтальонов, присылает краски или фломастеры. Или, например, напишут, что обожают читать, и он присылает в подарок интересные книжки с красивыми картинками. Или, например,... В общем, мне некогда с тобой болтать, надо собирать письма. А ты напиши ему, и сам все увидишь!

С этими словами человечек подошел к письму.

– А как же вы все письма увезете, если их много? – спросил Данилка.

– Очень просто!

И почтальон вытащил из кармана колокольчик, позвенел над конвертом, и конверт стал маленький, как марка.

– Вот! – сказал он, и убрал письмо к себе в сумку, затем повернулся к медведю. – Ах ты, обжорка!

Медведь в это временя обнюхивал портфель Данилки, видимо, учуял, что там лежит бутерброт. Данилка угостил медвежонка.

– Ну все, нам пора! – сказал почтальон. Он сел на медвежонка, и вдруг тот – оп! – взлетел, долетел до форточки, затем – на улицу! И уже оттуда человечек крикнул: "Пиши Деду Морозу! А я ему доставлю твое письмо! Пока-а-а!"

– Да-а!.. – протянул Данилка, удивленный всем случившимся. – Наверное, мне это показалось!

Но нет, на столе лежал конверт с адресом:

Деду Морозу,

город Великий Устюг...

ГЕОЗАДАНИЯ

1. Найди на карте соседние с Россией страны.

2. Напиши письмо деду Морозу или Санта-Клаусу.

162340, Россия,
Вологодская область,
город Великий Устюг,
дом Деда Мороза

По другим источникам, индекс г. Великий Устюг 162349 и даже 162390,
но говорят, что письма доходят и по одной записи на конверте "Деду Морозу, лично"

Московская резиденция Деда Мороза:
109472, г. Москва,
Кузьминский лес,
Дедушке Морозу

Nordpol (Gronland)
Santa Claus Nordpolen
Julemandes Postkontor
DK-3900 Nuuk

УРОК СЕМНАДЦАТЫЙ

Снежинки с большим нетерпением всматривались в проплывающие под ними контуры городов. Но это и не удивительно, ведь они летели на огромном облаке к Парижу! Париж, Париж! Город мечты всех снежинок. И вот, наконец, одна из пассажирок с левого края воскликнула:

– Эйфелева башня!

А Эйфелева башня - это Париж.

– Ура! Прилетели! – захлопали в ладошки снежинки и начали готовиться к высадке, точнее к "выпрывгке". Как только облако оказалось над городом, началась неописуемая суматоха: снежинки выстраивались в очередь, готовясь спрыгнуть с прозрачными парашютиками вниз, где их у самой земли подхватят ветерки, выпущенные из нижних гаражей облака. А потом начнется увлекательное путешествие по городу.

Три подружки – З и мка, З а мка и З ю мка – дождались свой очереди и на зеленый свет прыгнули вниз. Зимка больше всех прочитала о Париже в их снежной библиотеке и не пропускала ни одной передачи о нем по их "ТВ-Снеж", поэтому подружки то и дело спрашивали у нее, что это такое.

– Эта синяя полоса – река Сена, – с удовольствием объясняла Зимка, поправляя для важности очки.

И тут их подхватил ветерок и унес к самой высокой естественной точке Парижа: холму Монмартра. На нем возвышалось красивое белое здание, похожее своими куполами на восточный дворец.

– Это – базилика Сакре-Кер. Здесь проводятся католические службы. А построили ее в 1876 году.

– Зимка, – спросила высокая Зюмка, – а что это за две фигуры над портиком?

– Это – статуи Людовика Святого и Жанны д`Арк.

– Я про нее уже слышала, – вмешалась Замка, – Эта юная девушка когда-то вдохновляла крестьян на борьбу за свободу!

– Да, – вздохнула Зимка, – это интересная, но грустная история.

– Ой, смотрите, – воскликнула Зюмка, – сколько там пылинок-художников!

И действительно, сотни пылинок в шарфах и беретах носились по Монмартру в поисках натуры, то есть, кого-нибудь, кто бы позировал, чтобы они рисовали. Снежинки, конечно же, согласились позировать, так как были немножко кокетками. А через некоторое время, они уже летели с ветерком дальше, и у каждой был в руках портрет, нарисованный парижскими художниками.

ГЕОСПРАВКА

Одна из самых красивых церквей Парижа – базилика Сакре-Кер («Sacre Coeur» - церковь Сердца Христова) возвышается на вершине Монмартрского холма. Возведена в 1876 году. Освящена в 1919 году. Позади церкви - квадратная колокольня высотой 84 м, с одним из самых больших колоколов в мире (весом в 19 тонн).

В этом году мы с Софьюшкой организуем еще один грандиозный проект из серии «Занимательная география для детей » . Это будет « Весёлое кругосветное путешествие » .

Я сделала список из 196 стран мира, разбив его по частям света, добавила некоторые не всеми признанные страны, такие как Северный Кипр, и спорные территории, а также территории с особым статусом, такие как Гибралтар, Гонконг и другие.

Вначале мы с Софьей просто рассматривали карты для детей, чтобы познакомиться с различными частями света и их обитателями 🙂



Страны Африки
Страны Северной Америки
Страны Южной Америки
Страны Австралии и Океании

Путешествовать по странам мы начали с , удивительной страны с богатым культурным наследием. Веселое и интересное путешествие, на подготовку к которому маме понадобилось два дня, нам обеим очень понравилось. И тогда мы решили побывать в Индии. Индия - насколько это невероятная страна! Столько памятников, столько необычного, о чем я и не знала, о чем мне бы хотелось поведать Софье!


И вот я с энтузиазмом начала поиски и... завязла в подготовке материалов к занятию... Оказалось, что в интернете очень мало подобной информации, подобранной для детей, все нужно собирать по кусочкам. Затрачивается неимоверное количество времени на обработку, на собирание качественного материла, продумывания занятий. Не хочется делать быстро, поверхностно, хочется, чтобы большинство тем было охвачено, разработано.

И я подумала, а почему бы нам, любящим мамам любознательных малышей не объединиться и не собрать совместными усилиями большую бесплатную педагогическую копилку «Занимательная география для детей – кругосветное путешествие » ?

Так родилась идея проекта, для которого нам понадобятся, по крайней мере, двести участников-энтузиастов 🙂 Что нужно делать?

1) Выберите страну, в которой Вы побывали, или, возможно, живете, которую Вы любите, куда хотели бы отправиться, о которой Вам хотелось бы в первую очередь поведать своему ребенку, материалы по которой Вам будет интресно подбирать и изучать.

Мне, например, особенно близка такая страна, как . Мы провели в Йемене с родителями целый год, когда мне было десять лет. И это был один из самых счастливых периодов в моей жизни.

2) Чтобы поиски велись более равномерно, заранее пришлите мне название страны или стран, которую/которые Вы выбрали, чтобы я могла разместить информацию о выбранных странах на блоге. Тем не менее, не страшно, если какие-то страны с особенно богатым культурным и историческим наследием, привлекут интерес нескольких мам. Ведь « одна голова - хорошо, а две - лучше » 🙂 Возможно, что какие-то на какие-то страны «заявок» не будет. Не страшно!

3) П олучайте удовольствие от поисков, играйте с ребенком, а затем делитесь Вашими находками, фотографиями занятий и идеями с другими мамами. Для этого присылайте материалы для публикации на блоге на [email protected] либо в виде ссылок на Ваш блог либо в формате ворд , а также добавляйте ссылки на интересные находки в комментариях 🙂

Несколько идей.

Можно использовать элементы следующей схемы для подготовки материалов:

  • Флаг, символы, географическое положение, страны-соседи
  • Города, архитектурные памятники, реки, горы, фотографии пейзажей
  • Животный и растительный мир
  • Люди: изобретатели, исторические персонажи, великие личности
  • Костюмы разных регионов
  • Песни, музыка, театральное искусство
  • Изобразительное искусство
  • Герои мультфильмов, сказок, кино
  • Обычаи, кухня
  • Необычные факты

Не ограничивайте Вашу фантазию! Можно создать всемозможные презентации, например, картин под музыку великих композиторов, подобрать музыкальные отрывки, под которые так приятно заниматься творческими заданиями, подготовить раскраски флагов и символов, ...

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

(И. Агеева)

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

(Ком + Пас = Компас.)

Слева направо слово прочтёшь,

То от дождя ты защиту найдёшь.

Если с конца же его ты прочтёшь,

Горное озеро тут же найдёшь.

(Навес - Севан.)

Два слога первые - цветок,

В "лохань" попал мой третий слог .

А вместе если их прочтёте,

То в волжский город попадёте.

(Астра + хань = Астрахань.)

Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт.

(До + Н = Дон.)

Первое - летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе - есть машины марка

Из российского, ребята, автопарка.

Всё же вместе - Франции столица ,

Этот город модницам всем снится.

(Пар + "Иж" = Париж)

У слона букву "С" отнимите

И названье реки припишите.

Получиться столица должна,

Что на карте Европы видна.

(Лон + Дон = Лондон.)

С "К " - коль к карте обратиться -

Это Турции столица .

С "Г " - Сибирская река ,

Полноводна, глубока.

(Анк ара - Анг ара.)

С буквой "С " - Российский город

Близко к северу, где холод.

Без неё - берём мы в руки,

Чтоб погладить юбки, брюки.

с тюг - утюг.)

С "Ч " - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С "Л " - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и мал и стар.

(Туч а - Тул а.)

Если "С " в Амур случайно упадёт,

Где тогда река, ребята, потечёт?

(С Дальнего Востока река отправится в Дагестан и потечёт не к Охотскому морю, а к Каспийскому: Амур - С амур.)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ

1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?

(Извозчики. "География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка". Сынок, конечно, её послушался.)

2. Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.

(Онега - Онегин, Лена - Ленский, Печора - Печорин.)

3. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России?

(Илья Муромец, на Курильских островах.)

4. Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта?

(Лукоморье.)

5. Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село в Ленинградской области?

(Пушкина - город Пушкин.)

6. Какая река "при тихой погоде" чудилась Н.В. Гоголю "вылитой из стекла"?

(Днепр.)

7. Глушь для Фамусова - это... Какой город?

(Саратов.)

8. В какой стране, по мнению героя чеховской "Свадьбы", всё есть?

(В Греции.)

9. Где расположен мыс Байрон?

(В Австралии, самое восточное окончание этого материка.)

10. Псевдоним какого американского писателя совпадает с названием города в Великобритании и Канаде?

(Джек Лондон. )

Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.

Подготовка к викторине: в классе или из нескольких классов одной параллели формируются 3 команды (численностью 5-6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход мероприятия

I . Оргмомент.

II . Проведение мероприятия.

Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.

Итак, мы начинаем...

  • Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
  • Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла

Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. (каждый правильный ответ – 1 балл).

1-ый конкурс «В стране сообразили»
(география + смекалка)

1) Загадочная разминка:

1-ая команда

  • Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
  • Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);
  • Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);
  • Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

2-ая команда

  • Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);
  • Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);
  • Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);
  • Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);

3-тья команда

  • В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);
  • Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги (болото);
  • Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);
  • Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).

2) Географические шарады:

Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.

Например:

Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).

1-ая команда:

Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в конце - ребёнок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе - это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).

2-ая команда:

Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно - название страны. (Я + пони = Япония).

3-тья команда:

Часть первая - мост,
Но без буквы конечной.
Вторая - звучит на болоте беспечно.
А целое - местность.
Любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).

3) Геологика:

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

  • Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),
  • Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток),
  • Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан),
  • Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
  • Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),
  • Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),
  • Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер),
  • Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),
  • Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).

4) Кто-кто в городе живёт или в посёлке?

Москвичи, как известно, живут в Москве, одесситы - в Одессе, японцы - в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:

  • Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария),
  • Омичи (в Омске),
  • Индийцы (в Индии)
  • Куряне (в Курске),
  • Томичи (в Томске)
  • Донетчане (в Донецке, Украина).

5) Ответ ищите в вопросе:

Постарайтесь ответить на наши простенькие шуточные вопросы, а географические ответы ищите в словах самих вопросов . Будьте внимательны! (например - В какую речку уронила Таня мячик? (в Нил, что в Африке - уронил а)).

  • Из какого города вызвали грим ёра? (из Рима - гример).
  • Где вьюг а не завывает? (На юге - вьюга).
  • Кто попортил ночью виноград ник? (Град - виноградник).

6) Каждому своё:

К каждому списку имён собственных нужно найти его прилагательное, чтобы с ним получилось географическое название, которое и в самом деле можно найти на карте.

  • Каньон, Барьерный риф, Енисей - ... (Большие: Большой Каньон в США, Большой Барьерный риф вдоль побережья Австралии, Большой Енисей-река на юге Сибири).
  • Орлеан, Зеландия, Гвинея - ... (Новые: Новый Орлеан - город и порт на юге США, Новая Зеландия - государство в Тихом океане, Новая Гвинея - остров на западе Тихого океана).
  • Ледовитый океан, Осетия, Кавказ - … (Северные: Северный Ледовитый океан, Северная Осетия-республика Р.Ф., Северный Кавказ).

2-ой конкурс «В океане юмора»
(география + юмор)

1) Шуточная географическая викторина:

  • Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
  • Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),
  • Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
  • Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),
  • В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),
  • Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),
  • Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),
  • Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),
  • Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),
  • Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),
  • На каком фронте не воюют (на атмосферном),
  • Какое государство можно носить на голове (Панама),
  • Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),
  • Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились (Лес рук),
  • Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),
  • Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)
  • Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).

2) Весёлые стихи на внимание.

В России - язык русский,
Во Франции - французский,
В Германии - немецкий,
А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)

Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)

Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает. (не впадает, а вытекает)

Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)

Край снегов, морозов, вьюг Называют словом юг. (не юг, а север)

Знает каждый капитан:
Волга - это океан. (Не океан, а река)

Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)

Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река, (не река, а гора)

Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне, (не в пустыне, а в тропиках)

3-ий конкурс «Восхождение к вершинам знаний»

1) Географические рекорды России - блиц-опрос

  • Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России (Азовское),
  • Самая большая равнина России (Западно-Сибирская),
  • Самые высокие горы России (Кавказ),
  • Самая полноводная река России (Лена),
  • Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
  • С каким государством у России самая короткая граница (С. Корея)
  • Самый большой остров России (Сахалин),
  • Самая длинная горная система России (Урал),
  • Самая высокая вершина (Эльбрус на Кавказе),
  • Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России (Байкал),
  • С каким государством у России самая протяжённая граница (Казахстан),
  • Где в России самая холодная зима (в Оймяконе, -71).

4-ый конкурс «По реке времён»
(география + история)

  1. Назовите полководца, основавшего в Египте город Александрию? (Александр Македонский в 332 - 331 г. до н.э.),
  2. Как назывался обитатель Сахалина до революции? (Каторжник),
  3. Какой город России в годы ВОВ выдержан 900-дневную осаду немецких войск (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург).

5-ый конкурс «К литературным источникам»
(география + литература)

1) География в русских пословицах:

Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах.

  • Язык до... (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
  • Погиб, как швед под... (город). (Полтава)
  • Не разом... (город) строилась. (Москва)
  • Нет... (озеро) без омуля и омуля без... (озеро). (Байкал)
  • Без труда не вытащишь и рыбки из... (пруда)
  • Не всё..., что блестит (золото)

6-ой конкурс «По заповедным местам»
(география + зоология)

1) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные.

  • КИТ-- государство в Азии. (Китай)
  • -ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)
  • -РАК государство в Азии. (Ирак)
  • -РАК---- действующий вулкан в Индонезии. (Кракатау)
  • КАРП--- горная система в Европе. (Карпаты)
  • СОМ--- государство в Африке. (Сомали)
  • ТУР--- государство в Евразии. (Турция)
  • ЯК---- Республика в Р. Ф. (Якутия)
  • ВОЛ-- крупнейшая река в России (Волга)

7-ой конкурс «Вкусная география»
(география + кулинария)

  1. Какой город падают к чаю? («Прага» - торт, Прага - столица Чехии),
  2. Какую капусту китайцы ели по заказу императора для укрепления здоровья нации? (Морскую),
  3. По названию какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку? (Гамбург - гамбургер),
  4. Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто «палка»? (Батон),
  5. Что называют итальянскими трубками? (макароны),
  6. Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»? (бутерброд),
  7. Хлеб кавказской национальности? (лаваш),
  8. Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия),
  9. Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья? (Десерт).

8-ой конкурс «Песенная география»
(география + музыка)

Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные песни, романсы. Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах географические термины, понятия и названия. И напеть эти песни.

Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами... (населённый пункт),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас... (атмосферное явление) и... (осадки),
Здесь у нас холодные рассветы,
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.

Ледяной горою... (скопление льда)
Из...(атмосферное явление) вырастает,
И несёт его... (поток воды)
По бескрайним, по...(водоём).

Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
... (участок суши) Невезения,
В... (водоём) есть
...(участок суши) Невезения В...(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.

III . Подведение итогов, награждение.

Литература:

  • Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 249 с.
  • Зотова А.М. Игры на уроках географии. 6-7 классы: метод.пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2005. - 127 с.
  • Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.