С задачей составления психолого-педагогической характеристики на учеников своего класса знаком каждый классный руководитель. И каждый раз придумывать что-то заново не хочется, лучше иметь готовый шаблон на основе которого легко подготовить необходимый документ.

Психолого-педагогическая характеристика на ученика пишется с максимальным учетом индивидуальных аспектов развития каждого ребенка, подробно описывая его психологические особенности. Это объясняется тем, что она играет очень важную роль в учебно-воспитательном процессе, значительно упрощая взаимодействие педагогического состава школы с учеником. Позволяет учителю получить первоначальное представление о учащемся, подобрать максимально выгодную стратегию взаимодействия с ним.

Кроме того, такие характеристики могут потребоваться при переводе в другую школу или колледж, их запрашивают органы опеки, полиция и ПДН, военкомат.

Правила проведения психолого-педагогической экспертизы

Существуют достаточно чёткие правила для составления характеристики на ученика. Одно из фундаментальных требований к проведению психолого-педагогической характеристики — объективность . Не менее важно тщательно проанализировать факторы, влияющих на развитие ребенка в комплексе, с обязательным учетом особенностей ученика. Обращаться с ребенком следует максимально деликатно, сводя к минимуму всякое принуждение или давление на него. Только в этом случае психолого-педагогическая характеристика на ученицу или ученика может быть максимально объективной и полезной.

Характеристику на ученика пишет классный руководитель, подписывает директор школы. При написании психологической характеристики ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.

Как написать характеристику на ученика

Рассмотрим то, как должна выглядеть типовая психолого-педагогическая характеристика, составленная на учащегося средней образовательной школы. Содержание характеристики может отталкиваться от того, кто ее требует. Минимальный объем характеристики - 800-900 знаков, максимальный объём не ограничен, причём, как мы сказали выше, характеристика может содержать отчеты о работе со школьником, результаты тестов.

  1. В начале указывают фамилию, имя и отчество ученика, класс, в котором он проходит обучение, характеристику его группы здоровья.
  2. При желании можно указать также наиболее яркие внешние особенности. Получить эти данные можно путем организации беседы как с самим учеником, так и с его родителями.
  3. Не менее важно указать состав семьи ученика, особенности социального статуса, качества взаимодействия.
  4. После этого можно переходить к изучению личностных особенностей ребенка, охватывающих его отношение к учебе (трудолюбие, усидчивость, успеваемость), к окружающим (развитие коммуникативных компетенций, умение общаться со сверстниками и с взрослыми). Данные можно получить как при помощи наблюдения и беседы с ребенком, так и с помощью проективных методик (рисуночных тестов и т. д.).
  5. Психолого-педагогическая характеристика ученика должна содержать информацию о его стрессоустойчивости, уровне развития мышления и речи, эмоциональности, внимании, пунктуальности.
  6. Нужно указать, насколько высок социальный статус ребенка, легко ли он устанавливает социальные контакты.
  7. В конце составления характеристики нужно подвести итог о развитии ученика и соответствии его уровня возрастным особенностям. Даются рекомендации, связанные с воспитанием, обучением и дальнейшим взаимодействием с ребенком.

Характеристика, которая будет передана в стороннюю организацию, пишется на бланке школы, внизу ставится дата и подпись лица, подготовившего ее, подпись директора школы.

Образец характеристики на ученика

Готовые характеристики на ученика вы можете посмотреть на нашем сайте - выберите образец характеристики внизу. Разработка поможет классному руководителю быстро и качественно составить характеристику на учащегося. Составить полную характеристику можно по плану на этой странице.

Образец педагогической характеристики на ученика начальной школы

Образец характеристики на учащегося начальных классов от учителя, необходимая при прохождении психолого-педагогической комиссии любого уровня. Характеристика пишется в двух экземплярах, подписывает учитель и директор, обязательна печать школы.


Психолого-педагогическая характеристика фамилия имя.

Фамилия, имя, отчество:

Дата рождения:

Адрес проживания: ………………….телефон….

Школа № класс

В школе №обучается с года (оставлен на повторный курс в классе);

г. обучался в школе №

Психологическая характеристика познавательных процессов

Общая моторика характеризуется (не)достаточной произвольностью контроля над движениями, мелкая моторика хорошо/слабо развита.

Функция восприятия недостаточно развита, ребенок (не)испытывает незначительные трудности при действии по зрительному образцу/по словесной инструкции. Восприятие развито лучше/хуже, чем мышление.

Внимание (не)устойчивое и (не)истощаемое, снижена/в пределах возрастной нормы произвольность, концентрация и переключаемость.

Зрительная память, кратковременная и долговременная, (не)достаточно развиты. Произвольная кратковременная память (не)высокая. Средний/высокий/низкий уровень механической памяти, уровень логической памяти ниже/выше. При запоминании быстро устает/запоминает (не)большие/средние объемы текста.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиты лучше/хуже, чем словесно-логическое/соответствуют норме данного возраста.

(не)Выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. Артикуляция («смазанная»/произношение звуков в слогах и словах нечёткое/часты аграматизмы/ несогласованность).

Уровень сформированности понятий и ориентация в окружающем мире (не)достаточны/соответствует возрасту.

В целом для ребенка характерны (повышенная утомляемость/ неустойчивое внимание/преобладание процессов торможения над процессами возбуждения).

Педагогическая характеристика учебной деятельности.

Ребенок обучается в массовом классе/находится на индивидуальном обучении … год.

Литературное чтение. Темп чтения … слов в минуту(норма на конец первого/второго полугодия … слов). Чтение (не)достаточно осознанное, но мало выразительное/не выразительное/выразительное), без соблюдения/с соблюдением логических пауз и интонации конца предложения. Допускает много ошибок (характер ошибок),(но не) повторяет их при повторном перечитывании текста. Подробный/краткий/творческий пересказ текста затруднен, пропускает детали, описания, рассказ мало/достаточно эмоционален. Стихотворения наизусть читает с ошибками, (не)достаточно выразительно. Ответы на вопросы дает полные/развернутые/односложные, допускает (незначительные)ошибки, устанавливая причинно-следственные связи. Словарный запас ограниченный/соответствует возрасту.

По русскому языку правила (не)знает плохо и (не) понимает/не всегда понимает, как их применять. Графо-моторные навыки (не)достаточно развиты, почерк отличается (небрежностью/часто очень мелкий/очень крупный/неравномерный, (не)разборчивый). Проявляются следующие ошибки на письме: (пропуски и замены букв (часто сходных по написанию или обозначающих похожие звуки), лишние элементы букв, а также их недописывание, аграмматизмы),что указывает на нарушение процессов письма.

По математике трудности вызывает формирование (графических навыков,навыков счета, решение задач). Математическая речь (не)формируется медленно/в полном объеме. Наибольшие трудности вызывает (формирование вычислительных навыков, которые находятся на низком/среднем уровне (без опоры на наглядность считает в пределах 10), механическое запоминание таблицы умножения/сложения идет более успешно). Конкретный смысл действий умножения и деления/сложения и вычитания осознается только при использовании наглядности. При решении задач трудности возникают, (объяснение выбора действия, запись пояснений, пропуск наименований).

Домашние задания (не)выполняет в (не)полном объеме, но под контролем родителей/самостоятельно.

Темп работы на уроке (не)достаточный/низкий/средний/высокий при самостоятельном/коллективном/ выполнении простых (однотипных) заданий, упражнения, требующие переключения внимания (не)вызывают снижение темпа. Ребенок на уроках мало/активен, творческие задания интереса (не)вызывают.

Учебная мотивация отсутствует/невысокая. Самоконтроль развит слабо/в пределах возрастной нормы/высоко, навыки самостоятельной работы формируются в (не)достаточном объеме/формируются с трудом.

Отношения с учителем /спокойные/ровные/доброжелательные; требования и поручения выполняет формально/охотно/иногда с неохотой/с желанием. На замечания и похвалу чаще реагирует сдержанно/(не) адекватно.

Одежда ребенка (не)опрятна, письменные принадлежности и учебные предметы в хорошем/(не)удовлетворительном состоянии.

Ребенок (мало)общителен, с другими детьми (не)доброжелателен, в коллективных играх (не)участвует/часто бывает лидером. Вне школы друзей нет/есть, увлечения(…), в школе занимается в кружках(…), вне школы посещает(…).

Учитель______________/фамилия и.о. /

Директор ____________/ фамилия и.о. /

Характеристика на трудного ученика

Характеристика на трудного ученика требует от составляющего её педагога особого подхода. Не только психологических знаний, но и умения анализировать ситуацию с разных сторон, раскрытие основных причин его низкой успеваемости или трудновоспитуемости. Большое влияние на это оказывает социальное окружение:

  • влияние семьи (наличие у родителей зависимостей, судимостей, неполные и многодетные семьи, насилие и конфликты в семье);
  • низкое материальное благополучие в семье;
  • наличие тяжело болеющих близких родственников, которые непосредственно контактируют с ребенком;
  • тяжелые жизненные обстоятельства

Пример характеристики на трудного ученика

Характеристика обучающегося __ класса
МБОУ __________________ СОШ

Года рождения,

проживающего по адресу: _________________________

Иванов Иван обучается в МБОУ ________________ с __ класса. Состоит на внутришкольном учете со 2 класса за нарушения дисциплины. Состоял на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ________ района в 2016-2017 годах за причинение вреда здоровью ученику школы _____________.

Состав семьи Иванова Ивана: мать – __________________ и отец ____________________. В настоящее время родители проживают раздельно. Иван проживает с матерью на съемной квартире.

Мать ____________________ работает ________________ в _______________ . Отец не участвует в воспитании, материально не помогает семье, злоупотребляет спиртными напитками.

Мать ____________________ отвечает на звонки классного руководителя, всегда приходит в школу по приглашению классного руководителя, учителей, заместителей директора, но не всегда посещает родительские собрания. Мать чрезмерно опекает Ивана стремится удовлетворить все его потребности и оградить от забот и усилий, недостаточно контролирует учебную работу и поведение Ивана.

Иван внешне опрятен, хорошо одет, имеет все необходимые школьные принадлежности и учебники, предоставленные ему в пользование школой.

Интеллектуальные возможности Ивана низкие. Отношение к учёбе — отрицательное. Переводился условно в 6 класс с академической задолженностью по математике. По итогам 1 и 2 четверти 2015-2016 учебного года имел неудовлетворительные отметки по 6-9 предметам. Домашние задания выполняет редко. На замечания учителей нередко реагирует неадекватно. На многих уроках отказывается достать учебник, тетрадь, дневник, выполнять учебные задания.

Конфликтный, вспыльчивый, неуравновешенный. Имеет завышенную самооценку. В течение последних двух лет обучения допускал многочисленные нарушения дисциплины на уроках и внеурочное время, грубое отношение к одноклассникам. Имело место высказывание в нецензурной форме на уроке математики, нецензурная брань в адрес одноклассников.

Уклоняется от участия в общешкольных мероприятиях. Общественные поручения выполняет под нажимом. К общественному имуществу относится неуважительно.

Проявляет интерес к занятиям физической культурой, занимается тяжелой атлетикой в физкультурно-оздоровительном центре г.+______. Е

С Ивановым Иваном многократно проводились профилактические беседы классным руководителем, членами Совета профилактики и администрацией школы. Велась профилактическая работа с матерью ученика, которая неоднократно приглашалась на беседы с классным руководителем, администрацией школы по вопросу низкой успеваемости сына, но изменений в лучшую сторону не последовало. В течение 2014-2015, 2015-2016 учебного года рассматривался на заседаниях малого педсовета, педагогического совета, Совета профилактики за неуспеваемость, нарушения дисциплины. Многократно проводились индивидуальные беседы с матерью и Иваном по поводу жалоб на грубое обращение Ивана с одноклассниками. Матери было рекомендовано усилить контроль за успеваемостью и поведением Ивана. Замечания классного руководителя, учителей, заместителей директора мама выслушивает, но считает, что учителя недостаточно внимания уделяют обучению и воспитанию Ивана. Грубое обращение с одноклассниками и другими учениками школы мать____________ объясняет тем, что дети сами провоцируют Ивана. В связи с тем, что поведение Ивана на уроках снижает эффективность работы учителей, члены комитета родителей класса обратились с просьбой к администрации школы о принятии к Иванову Ивану мер воздействия.

В течение 2014-2015, 2015-2016 учебного года классным руководителем, заместителем директора по ВР проводились беседы с Иваном о недопустимости грубого обращения с учениками школы, запрещении драк.

В бродяжничестве, воровстве, употреблении алкоголя и ПАВ в школе не был замечен.

характеристика на семью ученика из неблагополучной семьи

ученика ____класса МБОУ _СОШ … ,

Года рождения

Ученик обучается в данной школе с _______класса, с ______ года.

Воспитывается в неполной многодетной семье. Кроме ученика в семье есть___________. Мать работает сутками. Дети могут оставаться предоставленными сами себе. Родительские собрания мать ученика не посещает, часто по уважительной причине (рабочая смена). В школу приходит по вызову классного руководителя и учителей-предметников. С поведением ребенка не справляется.

Ученик закончил первое полугодие 2015-2016 учебного года удовлетворительно. За первую четверть имел неудовлетворительную оценку по алгебре. За время учебы ученик показывает слабые способности по многим дисциплинам школьной программы в силу того, что у него совершенно отсутствует желание учиться. Ученик не готовит домашние задания, на уроках работает только при неоднократном напоминании учителя. Может нагрубить учителям. Школьные принадлежности не носит, объясняя это забывчивостью. Дневник на выставление оценок учителям-предметникам не подает.

С классом складывались ровные, дружелюбные отношения. Участвовал в классных мероприятиях, соревнованиях.

Посещал секцию по хоккею в ФОКе, участвовал в районных, областных соревнованиях. В данный момент секцию не посещает.

Ученик физически здоров. Курит.

Начал пропускать учебные занятия с ___________года. С января 2017 года посетил только 4 урока.

На данный момент не посещает уроки, но все учебное время находится в здании школы. Грубит учителям, техническому персоналу, используя нецензурные выражения. Срывает уроки, проходящие во вторую смену (забегает в классы, стучит в двери), безобразничает в коридорах и столовой. Не реагирует ни на чьи замечания. У ребенка появилось чувство вседозволенности.

С учеником неоднократно проводили беседы классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебной работе, социальный педагог.

Но учащийся к своим проступкам остается равнодушен, ни в чем не сознается, не осознает свои ошибки.

Директор МБОУ _________________

Классный руководитель _________________

Положительная характеристика на ученика

Психолого-педагогическая характеристика

на учащуюся …. класса МАОУ …..

…… года рождения,

проживающей по адресу:…..

Ученица родилась …..

Общее физическое развитие – выше среднего, крепкое телосложение, состояние здоровья удовлетворительное – I основная группа здоровья, имеет небольшие проблемы со зрением, носит очки.

Живет в семье, которая состоит из трех человек (мама…, папа..,ученица…). Квартира со всеми удобствами, у учащейся своя комната. В обязанности школьницы по дому входит мытье посуды, уборка, вынос мусора и другие бытовые дела. Родители воспитанием девочки занимаются активно, всегда интересуются её успехами, сами принимают непосредственное участие в школьных делах.

В …… обучается с первого класса. Класс большой (… человек). В нем можно выделить несколько групп: лидеры, предпочитаемые, избираемые, отверженных нет. Учащуюся можно отнести к группе предпочитаемых, что и показало социометрическое исследование. В классном коллективе учащаяся пользуется определенным авторитетом, это определяется ее успеваемостью (она учится на «хорошо» и «отлично») и умением отстаивать свою точку зрения. Отношения с одноклассниками дружелюбные. Одинаково легко общается как с мальчиками, так и с девочками. В классе дружит с …. .Своим положением в коллективе довольна. Пребыванием в школе дорожит, наиболее всего ценит общение, что и показал тест на определение школьной мотивации, активно участвует во всех школьных делах. Отношения с учителями доверительные. Учащаяся охотно идет на контакт с учителями, старается соблюдать субординацию и общепринятые школьные правила.

Ученица с первого класса учится без троек, также является участником и победителем многих школьных и дистанционных олимпиад по различным дисциплинам, недавно участвовала в таких конкурсах, как «Золотое Руно», «Британский бульдог», «Родное слово», «Перспектива». Имеет похвальные листы, множество благодарностей и наград в своем портфолио. Уровень знаний по всем предметам примерно одинаковый, проявляет большой интерес к биологии, с одинаковым успехом осваивает основную образовательную программу. Учащаяся эмоциональна, начитана, имеет богатый словарный запас, умеет корректно выразить свою мысль как в устной, так и в письменной форме.

Учится с интересом, если возникают вопросы, всегда ищет на них ответы, консультируется со старшими, занимается дополнительно после уроков. К похвалам и порицаниям со стороны учителей относится адекватно, она осознает, что учеба – необходимость для дальнейшей жизни. Согласно анкетированию, обладает «добротным» средним уровнем школьной мотивации, даже чуть выше (близкой к высокому).

Умеет быть сосредоточенной, устойчивость внимания долговременная, рационально распределяет время. Уровень произвольного внимания высокий, что показало тахистоскопическое тестирование.

Учебный материал воспринимает осмысленно и быстро, что является одной из ее сильных сторон. Запоминает быстро, произвольная память преобладает над произвольной (это показали результаты исследования произвольной и непроизвольной памяти). Память долговременная. Владеет приемами анализа и синтеза, успешно делает выводы и обобщения, легко находит главную мысль и умеет отделять приоритетное от второстепенного. Быстро ищет пути решения при возникновении проблемы. Среднеразвитое воображение, любит конкретику, точность и определенность. Владеет умением учиться: самостоятельно работает с книгой, составляет планы, конспекты, заучивает материал.

Труд уважает, понимает его значимость и ценность. Учащаяся заинтересована в общественной пользе своей работы. Она добросовестно выполняет все индивидуальные задания и общественную работу. Иногда является инициатором какого-либо дела, активно идет навстречу в помощи и организации школьных мероприятий. Благодаря своим домашним обязанностям владеет трудовыми навыками на высшем уровне. Любую работу делает аккуратно.

Учащаяся интересуется литературой (любит читать художественные произведения), музыкой, спортом, посещает многие школьные факультативы, такие, как культура речи и второй иностранный язык. Занимается плаваньем.

Учащаяся ведет себя спокойно, сдержанно. Соблюдает свой режим дня самостоятельно. Выполняет требования взрослых, даже если нет сильного желания.

У учащейся проявляются такие черты, как чуткость, доброта, коллективизм, добросовестность, а так же настойчивость, самостоятельность. Настроение чаще хорошее, бывает иногда и нейтральное, ровное.

Учащаяся обладает большим потенциалом и огромным количеством положительных черт, которые пока она не в силах реализовать в полной мере. Способность мгновенно входить в курс дела и адекватно понимать стоящую задачу намного облегчают усвоение учебного материала. В некоторых вопросах на уроке я полагалась на нее, и мое доверие было оправдано. Она всегда была активна, рассудительна и заинтересована. В дальнейшем считаю необходимым развивать ее потенциал путем внеурочных занятий. Также путем различных методик развивать ее лидерские качества, т.к. у нее большой потенциал стать лидером в классе.

на ученика ___класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ___» г. _________

ФИО,

Года рождения

Ученик обучается в школе №__ с ___ года.

За время учебы показал слабые способности по многим дисциплинам школьной программы, в силу того, что у подростка совершенно отсутствует желание учиться. Ученик не готовит домашние задания, на уроках работает только тогда, когда необходимо срочно исправлять неудовлетворительные оценки и то при неоднократном напоминании учителя. Убедить подростка в необходимости систематической работы практически невозможно, так как на все замечания учителя он не реагирует. Систематически опаздывает на уроки, мотивируя плохим самочувствием, уходит с уроков, когда ему вздумается. Школьные принадлежности не носит, объясняя это забывчивостью. Состояние здоровья неудовлетворительное, подросток часто болеет.

Неоднократные беседы с учащимся, с матерью ученика, обсуждение поведения на советах по профилактике правонарушений, встречах при директоре положительных результатов не дают. Подросток состоит на внутришкольном учете в связи с наличием пропусков учебных занятий без уважительной причины.

Эмоционально лабилен, напряжен, тревожен, истощаем, ригиден, раздражителен. Ученик неоднократно посещал беседы со школьным психологом. Взаимоотношения со сверстниками поверхностны. Добродушный, готов помочь товарищу. Самооценка неадекватная, не замечает насмешек одноклассников, некритично оценивает свой статус в коллективе. К общественной жизни класса, относится равнодушно. В школьных и классных мероприятиях участие принимает посредственно. Свободное от занятий время проводит с друзьями, несмотря на неоднократные беседы и предложения об организации занятости после занятий.

Ученик воспитывается в неполной семье, родители разведены. Мать кандидат наук, работает преподавателем в вузе. Отношения с матерью конфликтные. Мать регулярно посещает школу по вызову классного руководителя и директора. Семья посещалась на дому, где имеется все необходимое для успешного обучения и воспитания.

на ученика ___ класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № __» г. _____

ФИО,

Года рождения

Ученик обучается в школе №___ с первого класса.

За время учебы показал слабые способности по многим дисциплинам школьной программы, в силу того, что у подростка совершенно отсутствует желание учиться. Ученик не готовит домашние задания, на уроках работает только тогда, когда необходимо срочно исправлять неудовлетворительные оценки и то при неоднократном напоминании учителя. Пропускает занятия в школе без уважительной причины. Школьные принадлежности не носит, объясняя это забывчивостью. Состояние здоровья удовлетворительное.

Неоднократные беседы с учащимся, с матерью ученика, обсуждение поведения на советах по профилактике правонарушений, встречах при директоре положительных результатов не дают. Подросток состоит на внутришкольном учете.

В школе Ученик не проявляет агрессии, конфликтов с учителями нет, с одноклассниками находится в дружеских отношениях. Ученик неоднократно посещал беседы со школьным психологом. К общественной жизни класса, относится равнодушно. В школьных и классных мероприятиях участие принимает посредственно. Свободное от занятий время проводит с друзьями, несмотря на неоднократные беседы и предложения об организации занятости после занятий.

Ученик воспитывается в полной семье. Мать регулярно посещает школу по вызову классного руководителя и администрации. Семья посещалась на дому, где имеется все необходимое для успешного обучения и воспитания.

Характеристика

ученика третьего класса

Смирнова Ивана

Смирнов Иван обучается в 3 классе с 16 сентября 2011 г. по УМК «Школа России». В третьем классе программный материал мальчиком не усваивается. Даются тяжело все предметы.

По русскому языку Ваня хорошо научился списывать с печатного текста. При списывании допускает очень мало ошибок. Но найти и исправить ошибки в своей работе не может. При письме под диктовку допускает много орфографических ошибок, пишет очень медленно, продиктовывая каждую букву. Не соблюдает начало и конец предложений, имена собственные пишет с маленькой буквы. Небольшие изложения и сочинения Ваня писать совсем не может. Не умеет отличать орфограммы, части речи, члены предложения.

По математике знает состав чисел первого десятка, знает таблицу сложения чисел без перехода через разряд, умеет сравнивать однозначные и двузначные числа, называет последующее и предыдущее число. Он умеет считать в пределах 20, но иногда при счете использует пальцы. Сложение и вычитание в пределах 100 выполняет только столбиком и часто с ошибками. Не знает таблицу умножения, внетабличное умножение и деление не освоил, не умеет сравнивать величины. Составные задачи с трудом решает с помощью учителя. Не знает геометрические фигуры. Устно решает простые задачи, но испытывает большие трудности в оформлении задачи в тетрадь (не видит части и целое задачи, оформляет запись только списывая). По математике не усвоил: названия компонентов действий, не понимает решение уравнений, не может решать составные задачи, задачи в косвенной форме, не может переводить единицы измерений. Математические диктанты и контрольные работы самостоятельно выполнять не может.

Читает Ваня плохо, 29 слов в минуту по слогам, не соблюдает интонацию, чтение эмоционально не окрашенное. Содержание прочитанного мальчик передаёт с трудом и с помощью наводящих вопросов. Выделить главную мысль рассказа также не может. Беден словарный запас. Стихи наизусть не может заучить.

У мальчика недостаточно полный объем знаний об окружающем мире. Знает мало сведений о себе. Учебно-познавательная мотивация развита слабо. На уроках низкая активность внимания, быстро переключается, устает. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может, приходится несколько раз повторять инструкцию. Навыки самообслуживания развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны, не научился убирать рабочее место после уроков, в портфеле беспорядок. Внешний вид неопрятный. Записи в тетрадях ведет небрежно.

На уроках ученик часто отвлекается. Внимание рассеянное, неустойчивое. На уроках может заниматься посторонними делами, например, рисовать, рвать и мять бумагу. Плохо усваивает все новое, лишь некоторую часть и то после многократного повторения. В ходе урока мало участвует, не может ответить на поставленные вопросы, молчит или смотрит вниз. Если же отвечает, то чаще всего невпопад. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца. Запоминание учебного материала ему даётся с большим трудом. Память слабая, но в то же время зрительная память у Вани развита хорошо.

Отношение к своим удачам или неудачам не безразличное. Очень любит похвалу и поощрения. Часто проявляет раздражительность при неудачах. Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

Успехи у мальчика есть, но малозначительные. Стал немного грамотнее писать, проявляет небольшую активность на уроках. Но инициативы ни в чём не проявляет.

В классе мальчик не пользуется вниманием и авторитетом со стороны одноклассников, но сам тянется к ним, охотно принимает приглашение поучаствовать в игре и отзывчив на просьбы о помощи. Близких друзей в классе нет. Иногда Ваня вступает в конфликты с ребятами, проявляя вспыльчивость, сквернословие, агрессию.

Классный руководитель ________________

Как правильно пишется педагогическую характеристику на трудного ученика 5, 6, 7, 8, 9 класса из неблагополучной семьи да еще с девиантным поведением. такая характеристика требуется от классного руководителя при переводе учащегося подростка с плохим поведением в новое учебное заведение. Образцы и примеры написания характеристик cкачать можно в нашей статье.

Такой документ, как психолого-педагогическая характеристика на учащихся во вверенном классе, приходилось составлять каждому учителю, осуществляющему руководство классом. В помощь педагогам может прийти готовый образец, на основании которого можно быстро сформировать подобную документацию.

(кликните, чтобы открыть)

С какой целью составляется психолого-педагогическая характеристика на учащегося

Как написать характеристику на подростка с плохим поведением и со слабыми знаниями, троечника и хулигана в ПДН, милицию (полицию) и прочие места? Психолого-педагогическая характеристика на слабоуспевающего ученика начальной школы, а также основной, посредственного во всех отношениях, а иногда и с психическими отклонениями создается с учетом всей специфики становления личности ребенка и детального анализа аспектов его психологической сферы.

Документ настолько важен в связи с тем, что влияет на взаимодействием педагогического коллектива школы с трудным учеником. Характеристика из школы для нового коллектива дает педагогу возможность сформировать первоначальное представление об ученике, поступившем под его начало и избрать оптимальную стратегию взаимодействия с таким непростым учащимся.

Важно

Подобная характеристика на трудного подростка может формироваться в ответ на запрос органов опеки и попечительства, полиции, военкомата, а также при поступлении учащегося в колледж или высшее учебное заведение, переводе в другую школу или интернат.

Характеристика на ученика из неблагополучной семьи может потребоваться и быть выдана в другие ведомства.

Основные принципы проведения психолого-педагогической экспертизы

При составлении документа следует придерживаться установленной формы и правил формирования характеристики. Оформление характеристики подразумевает основной принцип, которого нужно придерживаться при составлении психолого-педагогической характеристики, – непредвзятость и объективность учителя . Не играет существенной роли, на ученика 5 класса или Существенное значение имеет и скрупулезный анализ факторов, оказывающих комплексное воздействие на становление ученика как личности, с учетом индивидуальной специфики конкретного школьника.

Отношение учителя к учащемуся должно быть предельно деликатным и исключать принудительные меры или психологическое давление. Именно в такой атмосфере доброжелательности и уверенности в силах своих учеников, исходящей от педагога, осуществляющего руководство классом, ученик сможет раскрыться наиболее полно, а составленная характеристика на ученика с места учебы будет предельно объективной и достоверной.

Написание характеристики на сложного ученика, ученицу – обязанность классного руководителя, а заверяется документ директором средней школы. Формирование документа может происходить при участии таких специалистов, как школьный психолог и социальный педагог, которые могут предоставить итоги тестирования и социально-психологической диагностики ученика.

Как пишется характеристика на учащегося

Стандартная психолого-педагогическая характеристика на сложного школьника средней общеобразовательной школы имеет такие параметры:

  • Суть документа может варьировать с учетом места ее дальнейшего предъявления.
  • Объем характеристики составляет от 800–900 печатных знаков, а крайний предел не ограничен.
  • В составе характеристики могут подаваться итоги тестирований и мониторингов о проведенной с учеником работе.
  1. Необходимо указать фамилию, имя и отчество школьника, класс, в котором обучается школьник и присвоенную ему группу здоровья.
  2. На усмотрение педагога есть возможность описать наиболее яркие и специфические для данного ученика особенности, выявленные в ходе разговора со школьником и его родителями. Что он умеет, что нет. Характеристика на трудного ученика 8 класса этого требует обязательно.
  3. Необходимо правильное описание семьи, в которой проживает ученик, указать всех ее членов, а также специфику социального положения родителей или лиц, которые их заменяют, уровень внутрисемейного взаимодействия ребенка с близкими людьми.
  4. Следует подробно осветить специфику личности ученика по таким направлениям, как отношение к учебе в школе (наличие трудолюбия, усидчивости, показатели успеваемости), к окружающим людям (становление межличностной коммуникации, навыки общения с одноклассниками и педагогами). Сведения могут быть получены как по итогам бесед с учеником, так и при помощи мониторинга или методик проективного изучения личности (тесты-иллюстрации, карта-схема и пр.).
  5. Нужно предоставить информацию об уровне устойчивости школьника к стрессам, становлении мыслительных и речевых функций, склонности проявлять или скрывать эмоции, развитии внимания и навыков исполнять в срок задание.
  6. Следует охарактеризовать уровень статуса школьника в социуме, готовность к установлению межличностных контактов. Как относится к мнению отдельных учеников, всего коллектива. Социальная адаптированность — важный показатель.
  7. В заключение нужно описать обозначенные у педагога выводы относительно становления личности школьника в рамках типичной возрастной нормы. Педагог должен предоставить рекомендации по дальнейшему усовершенствованию процессов обучения и взаимодействия касательно данного ученика.

Характеристика на ученика 4, 5, 6, 7, 8, 9 класса, как вид исходящей документации, подлежит оформлению на бланке и заверению директором средней школы. Она зарекомендовала себя как универсальный документ, отображающий психологически портрет учащегося.

Характеристика на трудного ученика

Точное и подробное описание в характеристике на ученика 5 кл. особенностей личности трудного школьника требует от учителя высокого уровня владения педагогическим мастерством. Так, классный руководитель должен проявить себя как психолог и социальный аналитик, всесторонне рассмотрев жизненную ситуацию, в которой находится ребенок, чтобы выявить ключевые первопричины плохой успеваемости и неудовлетворительного поведения.

Приоритетное значение в числе факторов «сложности» школьника приобретает социальное и семейное окружение:

  • роль семейного круга – такие факторы, как алкогольная, наркотическая или игровая зависимость, опыт пребывания в исправительных учреждениях или тюрьмах, многодетность семьи, отсутствие отца или матери, проявления внутрисемейного насилия и частые конфликтные ситуации, безо всяких сомнений, осложняют становление личности школьника;
  • характеристика трудного ребенка обычно отражает низкий уровень материально-бытовой обеспеченности семьи;
  • контакты с тяжелобольными родственниками, которые проживают или часто контактируют с учеником;
  • пребывание семьи в сложной жизненной ситуации – переселение из зоны экологического бедствия или военного конфликта, безработица одного из родителей.

Пример

Ориентировочный шаблон характеристики на сложного школьника

Пример

Характеристика на ученика 6 класса

МБОУ СОШ № 17 города Перми

Мельникова Олега Анатолиевича, 1999 года рождения, (ставим ФИО своего ученика)

проживающего по адресу ул. Малая Печорская, 34, квартира 56.

Аксёнов Олег зачислен в среднюю общеобразовательную школу с 01.09.2017 года, поступив в 5 класс. Школьник взят педагогическим коллективом школы на учет как регулярный нарушитель дисциплины. В текущем 2018–2019 учебном году школьник поставлен на учет Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прикрепленной к городской администрации. Поводом стало нанесение легких телесных повреждений учащемуся соседней МБОУ СОШ № 5.

Состав семьи, в которой проживает Олег Мельников, в настоящее время включает в себя 3 человек:

самого ученика, его мать, Татаринову Инну Петровну, 1988 г.р, безработную, и бабушку, Трубникову Ольгу Арнольдовну, 1965 г.р, уборщицу.

С отцом Олега мать мальчика не проживает более 6 лет, официальный брак заключен не был.Фамилия отца Ивашечкин И.И.

Отец не принимает участия в развитии и воспитании школьника, не общается с ним, материальную помощь предоставляет в минимальном объеме. Постоянно нетрудоустроен.

Мать Олега, Татаринова Инна Петровна, не игнорирует обращения к ней классного руководителя, идет на контакт, является по вызову в школу по инициативе классного руководителя или директора. Родительские собрания посещает нерегулярно, объясняя этот факт нехваткой свободного времени. Со стороны матери Олег испытывает чрезмерную опеку. Кроме того, мать идеализирует ребенка и воспитывает абсолютно исключив строгий контроль, не прививает школьнику любовь к порядку, стремление учиться и достигать поставленных целей.

Ребенок приходит на занятия в школу опрятным, имеет все необходимые принадлежности для учебы. Несколько неаккуратно обращается с тетрадями и учебниками, а также книгами из школьной библиотеки.

Уровень интеллекта Олега можно охарактеризовать как низкий. К процессу обучения в школе относится негативно. Перевод в 6 класс был произведен условно, при наличии непогашенной академической задолженности по математике и русскому языку. За первое полугодие оценки были неудовлетворительными по всем дисциплинам, кроме физической культуры и английского языка. Выполняет домашние задания нерегулярно. Критику педагогов не воспринимает и может ответить неадекватным поведением. Демонстративно игнорирует работу в классе, не принося в школу учебники и тетради, забывая дома дневник и письменные принадлежности.

Школьник часто конфликтует со сверстниками и учителями, не может сдержаться. Имеет завышенное мнение относительно своих способностей и возможностей. На протяжении 5–6 класса был замечен в неоднократных дисциплинарных проступках как во время учебы в школе, так и во внеурочное время. Часто применяет к одноклассникам методы грубой физической силы и провоцирует ребят на ответную грубость. Употребляет нецензурную лексику в присутствии учителя, на переменах и на уроках.

Избегает принимать участие в общественных школьных мероприятиях, вовлекается в них только при давлении со стороны учителя, без собственной инициативы. Не привык ценить и беречь общественную собственность: книги и школьную мебель.

Начал интересоваться физической культурой и спортом, посещает секцию тайского бокса при ДЮСШ № 3, выступает на городских соревнованиях.

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 17 проводил с Аксёновым Олегом неоднократные беседы относительно низкой успеваемости и плохого поведения. Классный руководитель, завуч и директор школы обсуждали эти вопросы с матерью школьника. Но повлиять на мировоззрение, успеваемость и поведение ученика не удалось. На протяжении 2017–2018 и 2018–2019 учебных годов учительским коллективом поднимался вопрос об уровне знаний и неудовлетворительном поведении Олега.

Педагогический коллектив рекомендовал матери Олега вести более жесткий контроль относительно оценок и поведения сына. Критика педагогов не встретила понимания родительницы, полагающей, что причина недостатков ученика – в нежелании учителей в полной мере соблюдать свои должностные обязанности. Применение Олегом физической силы к сверстникам мать считает обоснованным из-за провоцирующего поведения ребят по отношению к сыну.

Тот факт, что неудовлетворительное поведение школьника на занятиях и переменах ведет к перманентному снижению эффективности работы педагогов и затрудняет обучение учащихся, вынудил родителей соучеников Олега выступить с инициативой о применении школьной администрацией более существенных мер воздействия.

На протяжении всего времени обучения Олега в 5 и 6 классах педагогический коллектив школы пытался активно воздействовать на Олега. Проводились беседы о моральном облике ученика, этике поведения в социуме и невозможности применения к сверстникам грубой физической силы.

В таких формах асоциального поведения как бродяжничество, воровство, табакокурение, употребление алкогольных напитков или наркотических веществ, Олег на протяжении обучения в школе замечен не был.

Классный руководитель 6 «Б» класса

Характеристика ученицы 9 класса пишется в том же ключе, меняется лишь пол характеризуемого.

Характеристика на семью школьника из неблагополучной семьи

Пример

На обучающегося в 7 «Г» классе МБОУ СОШ № 17 города Перми

Крякина Сергея Владимировича, xxx xxx года рождения

Школьник зачислен в 1 «Г» класс школы № 17 с 01.09.2012 года.

Ученик проживает и воспитывается в неполной многодетной семье, в которой, кроме Сергея, имеются 2 старших брата и 1 младшая сестра. Мать официально трудоустроена на 1,5 ставки на заводе, часто работает в ночные смены. Времени на воспитание детей имеет недостаточно.

Проводимые в классе родительские собрания не посещает из-за нехватки свободного времени и занятости на работе. Игнорирует приглашения в школу, мотивируя свое отсутствие загруженностью на производстве и дома. На неудовлетворительное поведение сына повлиять не может.

По итогам первого полугодия 2018–2019 учебного года школьник получил удовлетворительные оценки. В первой четверти знания по алгебре и геометрии были оценены как неудовлетворительные. В течение всего времени обучения продемонстрировал низкий уровень знаний почти по всем предметам, изучаемым в рамках школьной программы, так как не имеет мотивации к обучению.

Школьник не выполняет заданного на дом, активность на уроке проявляет только под воздействием педагога. Имеет привычку забывать дома учебники, тетради, дневник или спортивную форму. Часто уклоняется от подачи дневника для записей о неудовлетворительном поведении или плохих оценках.

В классе имеет друзей среди мальчиков, тогда как девочки избегают с ним контактов из-за проявлений Олегом грубости, нецензурной лексики и физической силы. Принимает активное участие в спортивных соревнованиях по бегу и спринту, защищая честь класса и школы.

Регулярно посещает секцию легкой атлетики, участвует в городских соревнованиях по прыжкам в длину.

Соматических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья не имеет. Во вредных привычках замечен не был.

Пропуски уроков по неуважительным причинам начались с февраля 2019 года. Ученик при этом избирательно не посещает занятия, проводя время пропущенного урока в коридорах школы или на ее территории. При этом вступает в конфликты с делающими замечания педагогами и техническим персоналом школы. Хамит, огрызается, использует ненормативную лексику. Совершенно не воспринимает критику педагогического коллектива и не меняет линии поведения.

Ученик не стремится осознать свои ошибки, продолжает проявлять бесконтрольность поведения и отрицает совершенные нарушения школьного распорядка.

Директор МБОУ СОШ № 17 города Перми Сокольникова Т.П.

Классный руководитель 7 «Г» класса Смагина О.В.

Характеристика на трудного подростка по запросу полиции от классного руководителя

Пример

Характеристика на ученика 8 класса

Прокопов Арсений Григорьевич, 21.03.2003 г. р., проживающий в городе Перми по улице Станочная, дом 8, квартира 15 обучается в 8-В классе Пермской МБОУ СОШ №17 с 1 сентября 2018 года. В течение всего учебного года совершал многочисленные прогулы уроков по неуважительным причинам. На уроках в течение учебного дня присутствует избирательно. Учебная деятельность интереса абсолютно не вызывает. Домашние задания систематически не выполняются.

Школьник не наладил контакта со сверстниками, но хорошо относится к ученикам школы, обучающихся в младших классах. Полное отсутствие задатков лидера и инициативности ведет к пассивному пребыванию в статусе аутсайдера в среде одноклассников.

Арсения можно охарактеризовать как аккуратного ученика, он приучен следить за внешним видом, опрятностью. Школьник привык четко, но скромно выражать свою позицию. Иногда склонен проявлять упрямство. Педагогам сложно переубедить ученика в сложившемся у него мнении. Уровень самооценки невысокий, в классе совершенно не проявляет стремления к лидерству и следует за более активными учениками.

Арсений увлекается спортом и посещает тренажерный зал. Участие в жизни класса и школы сводится исключительно к спортивным соревнованиям. Прочие общественные мероприятия интереса не вызывают. Часты отказы от общественных поручений или неответственное исполнение заданий. Инициативы к трудовой деятельности на благо школы не проявляет.

Имеются сведения о регулярном курении табака.

10 ноября 2018-го года был поставлен на внутришкольный учет социальным педагогом и психологом.

Проживает с матерью, старшей сестрой и дедом. Отец умер 5 лет назад в результате несчастного случая. Развитие и воспитание школьника происходит без должного участия семьи. Мать активно поддерживает контакты с педагогами, но положительно повлиять на сына не может.

Директор МБОУ СОШ № 17 города Перми Сокольникова Т.П.

Характеристика на ученика 9 класса пишется аналогично. Подойдет и для выпускника. Образец отрицательной характеристики можно скачать с нашего сайта и использовать при написании в конкретных случаях. При составлении образцов использовались документы, предлагаемые опытными педагогами на образовательном портале pedsovet su

Характеристика на ученика 8 класса с места проживания периодически бывает затребована вместе с психолого-педагогической характеристикой.

Подпишитесь на свежие новости