Иван Никитович Кожедуб - один из лучших летчиков советского времени. Он прошел Великую Отечественную войну, и ни разу не был сбит, приводя истребитель на аэродром в любом состоянии. Подвиг Кожедуба - это десятки сбытых самолетов противника и сотни боевых полетов. Он является трижды Героем Советского Союза.

Краткая биография

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши - тогда он начинает посещать аэроклуб. Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

Великая Отечественная война

После начала Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Иван Никитович вылетел в марте 1943 года, но попав под огонь, просто чудом смог приземлится практически невредимым. Прежде чем будущий великий летчик сел за свой новый самолет Ла-5 прошло около месяца.

Личный боевой счет Иван Кожедуб открывает в июле 1943 года, во время Курского сражения . Это был его сорокой боевой вылет. За несколько дней в списке уже значились 4 победы. 6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду - орден Боевого Красного Знамени. В это же время он сам начинает командовать эскадрильей. Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.

Боевые вылеты 1943-1945 гг.

После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства. За боевые заслуги в начале февраля 1944 года молодому перспективному летчику-истребителю было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года Кожедуб получил уже вторую Золотую Звезду Героя Сооветского Союза, в это время он лично сбил уже 48 самолетов противника за 246 боевых вылетов. В первый осенний месяц 1944 года группа летчиков во главе с Кожедубом была направлена в Прибалтику.

Здесь всего за несколько дней под его командованием было сбито 12 немецких самолетов, своих они потеряли только 2. После такой победы противник отказался от активных действий на этой территории. Еще один значимый воздушный бой прошел зимой, в феврале 1945 года. Тогда было сбито 8 самолетов противника, и уничтожен 1 самолет советской армии. Значимым личным достижением для Ивана Кожедуба было уничтожение реактивного Ме-262, который значительно превосходил по скорости его «Лавочкина». В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.

К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года уже в третий раз он Героем Советского Союза.

Послевоенные годы

После окончания войны он решил продолжить свою службу. В конце 1945 года Иван Никитович познакомился со своей будущей женой. У браке у них было двое детей: сын и дочь. Он также продолжал учиться, в 1949 году закончил Военно-Воздушную Академию, а в 1956 году Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действия в Корее, под его командованием была 324 истребительская авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу выло присвоено высокой звание Маршала авиации.

Также в его биографии необходимо отметить общественную деятельность. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом СССР. Умер Иван Кожедуб у себя на даче 08 августа 1991 года.

Самое время написать про героя, прославившегося в Великой Отечественной войне своими ратными подвигами. Ведь такие люди ковали победу. Иван Кожедуб стал героем Советского союза три раза подряд! В истории страны такая почесть была оказана только трем людям: собственно, Кожедубу, маршалу и министру обороны Семену Буденному и летчику Александру Покрышкину. Герой этой статьи был самым результативным среди летчиков Советского союза и летчиков союзных войск во Второй Мировой войне. На его счету 64 победы в воздушных баталиях. Первую свою звезду героя Иван Никитович получил почти 70 лет назад — 4 февраля 1944 года. На тот момент ему было 24 года. Трижды герой Советского союза показывал своим примером, что один в поле может быть воином.

Родившийся в селе в бедной семье церковного старосты, Иван Никитович был самым младшим из пяти детей. Мальчик родился после ужасающего голода. Отец Вани был человеком для своего низкого происхождения на удивление образованным и умным. В перерывах между тяжелой работой он читал детям книги и даже сочинял стихи. Но не только хорошее домашнее образование дал своему сыну церковный набожный староста. Отец держал мальчика в строгости, но в рамках разумного. В пять лет Ваня уже караулил сад от воров, не смыкая всю ночь глаз. Это казалось странным поступком: воры в то время были редкими гостями. В более сознательном возрасте Кожедуб поинтересовался у отца, зачем он посылал его охранять сад, который никому толком был не нужен. Староста отвечал, что это только для того, чтобы воспитать в сыне стойкость к испытаниям.

После окончания школы будущий герой поступил в химико-технологический техникум, параллельно он подрабатывал в библиотеке. Иван Кожедуб, как и , относился к авиации как к увлечению. Также, как и первый человек в космосе, он ходил в аэроклуб, где показывал себя подающим надежды летчиком. Служба в армии окончательно дала Ивану уверенность в выборе дальнейшей профессии. Он оканчивает с отличием летную школу и ему, как одному из лучших курсантов, было предложено остаться на должности лётчика-инструктора. В то время он летал на «УТ-2» и «И-16».

Во время войны молодого летчика эвакуировали вместе со всей его летной школой в Казахстан. Кожедуб страстно просил командование отправить его на фронт бить немцев. Просьба была удовлетворена только в 1942 году. В ноябре этого же года Иван Никитович прибыл в Иваново, где формировался 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии. Спустя полгода Кожедуб вылетел на войну, на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой прошел для будущего аса достаточно неудачно. Он был сбит очередью «Мессершмитта-109», в довершение ко всему прочему советские зенитки случайно попали по его «Ла-5». С большим трудом Кожедуб посадил самолет, но восстановлению боевая машина не подлежала. Знаменитого летчика даже хотели отстранить от полетов, переведя его на пост оповещения. За молодое дарование вступился командир эскадрильи. Летчик не подвел доверие начальства, и летом Ивану было присуждено звание младшего лейтенанта, а чуть позже он стал заместителем командира. 6 июля 1943 года на Курской дуге Кожедуб сбил свой первый немецкий самолет. Им был бомбардировщик «Юнкерс» «Ю-87». На следующий день Иван повторил свой подвиг, а 9 июля сбил сразу два истребителя. В августе 1943 года великого летчика назначили командиром эскадрильи.

30 сентября 1943 года Иван сопровождал переправу войск через Днепр. Молодой летчик, оставшийся в воздухе без прикрытия, заметил вдалеке немецкие «Юнкерсы». Пусть это и было безрассудно, но Кожедуб направил свой самолет в их стройный клин. Будущий прославленный ас сумел вторгнуться в звенья противников. Немецкие бомбардировщики порядком растерялись, перестали бомбить колону войск и перегруппировались для нападения. Вовремя собравшись, летчик заметил отбившийся от «стаи» «Юнкерс» «Ю-87», который и сбил. Бомбардировщикам пришлось отступить. После боя Иван Никитович сказал фразу, которую после повторял довольно часто: «Воюют не числом, а умением!»

Но спустя всего три дня Ивану пришлось действительно несладко. Кожедуб вместе со своими сослуживцами прикрывали плацдарм на берегу реки на девяти самолетах «Ла-5» (летчики называли их «лавочкины»). В небе показалась колонна бомбардировщиков «Юнкерс-87» из девяти самолетов, прикрываемых шестью истребителями «Ме-109». Кожедуб с товарищами не растерялся и набросился на значительные силы противника, которые не ожидали подобной прыти. Были сбиты два бомбардировщика, колонна повернула назад, теряя боевые единицы. К октябрю 1943 года командир эскадрильи совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 немецких самолётов.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с захватчиками, Иван Никитович был удостоен звания Героя Советского Союза. Несмотря на частый обстрел силами противника, Кожедуб умудрялся выживать в любых условиях. После очередного разрушения боевой машины на деньги местного колхозника-пчеловода был построен гибридный самолет, на котором ас летал с мая 1944 года. Продолжалось это до августа, когда герою выделили новый истребитель «Ла-7». 19 августа за исключительную дисциплину и воинское ремесло командование присудило Кожедубу звание героя Советского союза во второй раз. За ним числилось 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

В середине февраля 1945 года на Ивана Кожедуба напал неизвестный в то время самолет. Это был новейший немецкий истребитель-бомбардировщик «Люфтваффе» или «Me-262». Боевая машина была чуть ли не самым передовым чудом военной промышленности того времени за счет впечатляющей скорости. Но и она была сбита в ходе продолжительного боя нашим знаменитым летчиком, привыкшим атаковать с дальнего расстояния.

В апреле 1945 года с Иваном произошла довольно странная история. Отгонявший от самолетов союзников немецкие истребители, Кожедуб был атакован американскими боевыми машинами, спутавшими его с немцем. Иван подбил два самолета, которые действительно принадлежали ВВС США.

18 августа 1945 года за исключительное мастерство Кожедуб получает третью «Золотую звезду» героя Советского союза. За всю свою летную карьеру ас был сбит много раз, но всегда он старался посадить самолет, что ему удавалось. Отличавшийся исключительным мастерством, нечеловеческой точностью и умением выполнять сложнейшие фигуры летного пилотажа, Кожедуб редко переходил в ближний бой, стараясь попасть с дальней дистанцией. В 1985 году он получил звание маршала авиации. Скончался герой 8 августа 1991 года.

Кожедуб Иван Никитович - самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб - наиболее результативный советский летчик-истребитель.

Будущий летчик родился 6 июля 1922 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.

В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.

Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью. Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.

В сентябре 1944 г. Кожедуба переводят в 176-й «маршальский» гвардейский истребительный авиаполк, где были собраны многие знаменитые военные летчики. В составе этого полка он и окончил войну. На счету Ивана Никитовича среди многих типов немецких самолетов числится и реактивный истребитель Ме-262, сбитый им 19 апреля 1945 г. над Одером.

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.

Кожедуб Иван Никитович (1920–1991). Долог путь к победе. А для старшего сержанта Кожедуба он был мучительно долог. Его, отличного пилота – инструктора держали в тылу, в Чимкенте. Лишь в марте 1943 года Ивана отправляют на фронт. И в первом же бою его Ла-5 прошивает очередь Мессершмитта. Вражеский снаряд застревает в бронеспинке, при возвращении самолет «ловит» два попадания от своих зенитчиков и Кожедубу едва удалось посадить боевую машину.

Его хотели отстранить от полетов. Но помогло заступничество комполка – он увидел что-то в неудачливом новичке и не ошибся. После Курской дуги Кожедуб стал асом (истребитель, сбивший минимум 5 самолетов) и кавалером ордена Красного Знамени.



К февралю 1944 года на фюзеляже его «Лавочкина» алели 20 звезд. Именно столько гитлеровских стервятников уничтожил старший лейтенант Кожедуб. И первая Золотая Звезда украсила его мундир. Самолет Ла-5ФН, выпущенный на личные сбережения колхозника Конева стал следующей машиной Героя.

Кожедуб стал замкомполка, получил звание капитана, и, сбив 48 немецких самолетов за 256 самолето-вылетов, удостоился второй Золотой Звезды в августе 1944 года. Трижды героем Иван стал уже после Отечественной войны – 18 августа 1945 года. Его личный боевой счет составил 62 сбитых самолета, 330 боевых вылетов и 120 воздушных сражений.

По количеству сбитых врагов Иван Кожедуб был первым в Красной Армии. Даже реактивный Ме-262, секретное оружие Третьего Рейха воткнулся в землю от меткой очереди советского аса. А сбитые им летчики двух американских «Мустангов», которые захотели атаковать «русского Ивана» в небе над Германией, рассказывали, что приняли самолет Кожедуба за «Фокке-Вульф».

С пилотами заокеанской империи Кожедуб воевал и в Корее. Его дивизия уничтожила 216 вражеских самолетов, которые несли демократию в бомбовых отсеках.

После корейской войны Иван Никитович командовал воздушной армией, служил в аппарате ВВС. Скончался знаменитый советский ас, которого ни разу не сбили во время войны 8 августа 1991 года.

Видео - Две войны Ивана Кожедуба (2010)

Иван Кожедуб краткая биография военного летчыка изложена в этой статье.

Кожедуб Иван Никитович краткая биография

Герой Советского Союза Иван Кожедуб родился 08 июня 1920 года в селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.

Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был аэроклуб, в который и вступил юноша.

Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена аиашколы эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили звание старшего сержанта.

В ноябре 1942 г. его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.

Первый боевой вылет Ивана Кожедуба был не очень удачным, так как его истребитель Ла-5 сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке) советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на повреждения, Кожедубу удалось посадить истребитель.

До февраля 1944 года он совершил 146 вылетов и уничтожил 20 немецких самолетов. За это его удостоили звания Героя Советского Союза.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу войны имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника.

Последний его подвиг произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За время войны немцам не удалось его сбить ни разу. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились — во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. По его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях — девять человек и 27 машин.

С 1964 по 1971 был заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации.

Иван Кожедуб интересные факты

На каком самолете летал Иван Кожедуб? За войну Кожедуб сменил 6 «Лавочкиных» (Ла-5), и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы…

Иван Кожедуб выполнил в течение Великой Отечественной войны 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил лично 62 вражеских самолёта.

Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром.

Ивану Кожедубу трижды было присвоено звание Героя Советского Союза.