15-летние сёстры из Москвы организовали выставку в Уфе

22.01.2013 в 22:35 | Культура | 2523 ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
  • Первый рисунок

В Музее современного искусства им. Наиля Латфуллина – новая экспозиция «Бесконечность отражения». Примечательна она тем, что ее авторам – сестрам Валерии и Виктории Ерза – всего по 15 лет. Фотографии Валерии и стихи-подписи Виктории выглядят удивительно органично и поражают своей глубиной.

Осознанно работать с фотографией Валерия стала в 14 лет. В качестве героев фотографий, как правило, выступает либо она сама, либо знакомые ей люди, с которыми она успела пообщаться, чьи переживания она может отразить. Пока за ее плечами участие в фотофестивале «Шум», который прошел два месяца назад в Кирове, но это, наверное, только начало.

Часто, как правило, в автопортретах Валерия использует изображение как пространство для постановки вопросов. И, пожалуй, на большинство из них пытался ответить каждый – как выглядит красота, что такое человек, как приходит смерть. Сорваться на юношеский максимализм, пафос, эскапизм или циничную иронию тут проще простого. Валерии очень интересно удается отразить свои решения в фотографиях, и отражения настолько глубоки, как и известная кроличья нора.

Ряд работ выполнен по аналогии со знаменитой фотографией Филиппа Хальцмана «Dali Atomicus», навсегда избавившей портрет от статики и создающей неопровержимую иллюзию движения в остановленную на снимке секунду.
Во многих, если не во всех, снимках Валерии есть элемент, больше присущий картинам, чем фотографиям. Это так называемое жертвоприношение простых вещей – изображение привычных объектов на полотне картины, которые могут быть прочитаны как символы. В качестве характерного примера можно привести натюрморты XVII века или, чтобы не теряться в обилии деталей, картины Ван Гога «Кресло Гогена» и «Стул Винсента с трубкой».

– Это не фотографии в полном смысле слова. В техническом отношении – да, но по сути это наполовину картины, – рассказывает о своих работах Валерия Ерза. – Фотография позволяет «рисовать» гораздо быстрее, но сейчас я всерьез задумываюсь о том, чтобы стать художником.

Так, в различных контекстах у Валерии можно обнаружить рыб, яблоки, ягоды, муку, мясо, череп. Подобное интегрирование предлагает зрителю своеобразную интеллектуальную игру – выйти на путь ассоциаций, отталкиваясь от смысла деталей, реальностей изображения. В то же время эта игра при «чтении» изображения не затмевает внешней красоты снимка, его особенного цвета и света.

Стоит отметить, что живое участие поэтических исследований Виктории придает выставке дополнительные грани отражения – в данном случае звуковую, текстовую. Фотографии висят на прищепках, и почти каждый кадр на своей «спине» держит стихотворный «комментарий». Имеет ли текстовый элемент прямое отношение к изображению или это всего лишь отражение – решать, пожалуй, только зрителю. Но совместная работа сестер несомненная удача, так как их голоса звучат в унисон, и мелодия от этого только выигрывает.

Совместную выставку сестер Ерза можно было бы озаглавить японским иероглифом «хито», который имеет значение «человек». Уместная красота этого иероглифа в том, что он изображает двух равных людей, опирающихся друг на друга.

Похожие материалы:
Комментарии
Всего комментариев: 0
avatar