Детям разрешат выбирать родной язык

02.11.2012 в 19:39 | Общество | 2548 ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
  • Первый рисунок

Конфликты вокруг изучения предмета «родной язык» в школах Татарстана и Башкирии заставили депутатов задуматься над законодательным определением этого понятия

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Комитет Госдумы по делам национальностей готовится к внесению поправок в закон «О языках народов РФ». Депутаты собираются сделать добровольным выбор родного языка для изучения в школе, рассказал «Известиям» глава комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев.

По замыслу авторов законопроекта, каждый ребенок или его родители смогут выбрать, изучать ли им русский, татарский, башкирский или другой язык в качестве родного. Пока, согласно нынешнему законодательству, эта прерогатива находится в компетенции региональных властей.
Поводом для изменения закона стали обращения родителей школьников из национальных республик, в частности, из Татарстана и Башкирии. Они попросили вмешаться в образовательную политику этих территорий. Пользуясь законодательными пробелами, руководство местных школ вынуждает русскоязычных школьников изучать национальный язык — татарский или башкирский — наравне с государственным русским.

Родители считают, что власти республики напрямую нарушают федеральный закон «О государственном языке» и не видят причин, по которым их русскоязычные дети должны изучать татарский или башкирский язык (в т.ч. и на грамматическом уровне) в объеме родного для них русского. Теперь возмущенные родители создают интернет–сообщества и сайты в свою поддержку.

Согласно постановлению правительства Татарстана, в республике государственными языками признаны татарский и русский. Преподавание татарского начинается еще в детском саду — по 2 часа в неделю. В общеобразовательных школах оно увеличивается до 5–6 часов в неделю.

При этом 68-я статья Конституции признает государственным русский язык на всей территории федерации. Но республики вправе вводить свои национальные языки наряду с государственным русским.

— Это не значит, что русский должен быть равноправен с республиканским языком. Этого нигде не сказано, — отмечает руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко. — Субъект может разрабатывать свои законы, но они не должны входить в противоречие с общим федеральным законом о статусе госязыка. Язык, который обслуживает все сферы общества, — русский, безусловно, не может приравниваться к языку — татарскому, башкирскому и др., функционирующему локально.

В министерстве образования Башкирии в ответ на все проявления недовольства родителей ссылаются на закон об образовании республики, в котором говорится об обязательном изучении титульного языка. Но как в Конституции, так и в местом законе РБ речь идет лишь о добровольном изучении. К примеру, в платных школах республик обязательность изучения местных языков отсутствует.

— По логике администрации Татарстана, руководствуясь местным законом, дети должны изучать в виде государственных русский и татарский в равных объемах. Такое равноправие незаконно в данном случае, так как нигде не сказано, что русский равноправен с республиканским, — замечает Артеменко. — Получается, что татарский в статусе родного (по 5–6 часов) преподается для всех учеников. Зачем русскоязычному человеку изучать татарский, который сами татары реже, чем русский, используют? — удивляется эксперт.

По мнению представителей комитета по делам национальностей, это напрямую затрагивает права русского населения в национальных республиках. В общеобразовательных школах Башкирии русский язык изучают 2–3 часа в неделю, часы его преподавания сокращены на 30–40%. Большинство татар, башкир и др. признаются, что отдали бы предпочтение русскому при обучении как более ходовому языку, говорят в комитете.

— «Благодаря» недосмотру Рособорнадзора, Минобразования и самих местных властей субъектов национальные языки изучают в ущерб государственному языку — русскому, — сетует Гаджимет Сафаралиев. — Получается, что русский ученик изучает татарский язык как родной. После внесения поправок в закон о статусе он сможет сам выбирать, какой язык ему изучать в качестве родного.

Замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин не исключает, что в перспективе востребованность республиканских языков может сойти на нет, если поправки о добровольном выборе родного языка заработают.

— С точки зрения традиций и межкультурного диалога изучение республиканских языков представителями нетитульной нации — практика позитивная. Другое дело, что это не должно осуществляться насильно с нарушением прав, — считает он. Зорин не исключил, что при добровольном выборе приоритет может быть отдан в пользу русского языка, на фоне чего популярность татарского, башкирского и других нацязыков может заметно снизиться.

Впрочем, представитель Татарстана в ГД Ильдар Гильмутдинов заверил «Известия», что никаких языковых нарушений или перекосов в сторону национальных языков в республике не наблюдается.

Похожие материалы:
Комментарии
Всего комментариев: 0
avatar