О трагедии башкирского села «Сеянтус» расскажет музыкальный фильм

30.04.2010 в 02:48 | Афиша | 6769 ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
  • О трагедии башкирского села «Сеянтус» расскажет музыкальный фильм
  • Второй рисунок
  • Третий рисунок
  • Четвертый рисунок
  • Пятый рисунок
  • Шестой рисунок
  • Седьмой рисунок

Фильм "Саянтус"Музыкальный фильм об истории башкирского села «Сеянтус» выходит в широкий прокат. Сегодня в агентстве «Башинформ» состоялся его пресс-показ для представителей СМИ. Официальная премьера фильма назначена на 6 мая, она пройдет во Дворце культуры «Нефтяник».

Как рассказал журналистам режиссер фильма Рияз Исхаков, картина основана на достоверных фактах башкирской истории. В основу его сюжетной линии легли башкирские народные песни «Тяфтиляу», «Алпамыша», «Баяс», «Кук дунэн», «Иске Урал», а также музыкальные композиции, созданные современными авторами: «Сеянтус», «Коряш, йэшэу хакына», «Хунарсы иртэхе» и другие.

Действие фильма происходит в селе Сеянтус. Это башкирское село, которое 19 января 1736 года было сожжено карательной экспедицией жестокого гонителя Алексея Тевкелева (Кутлу-Мухаммед-Мурза). Более 1000 жителей села, включая стариков, женщин и детей, были убиты. Народ проклял Тевкелева и сложил одну из самых печальных песен «Тяфтиляу». Сегодня эта песня — одна из самых исполняемых в репертуаре профессиональных и самодеятельных певцов.

Собственно, один из исполнителей этой песни – певец Альберт Шагиев и стал инициатором создания фильма «Сеянтус». Он первым обратился к Риязу Исхакову с просьбой о съемках клипа к песне «Тяфтиляу». До этого времени режиссер успел проявить себя как успешный создатель подобных проектов. И уже Рияз Исхаков привлек к работе над фильмом других членов творческой команды: композитора Урала Идельбаева, художника-постановщика Арслана Бикбаева, оператора Радика Кильмаматова, консультанта-этнографа Гульгину Баймурзину, хореографа Ямилю Бикбаеву. Помимо этого режиссер заручился поддержкой Республиканского центра народного творчества, Всемирного курултая (конгресса) башкир.


— Данный проект назревал уже давно, еще до того, как ко мне обратился Альберт Шагиев, но мне тогда казалась, что мы не готовы для таких фильмов, — признается Рияз Маратович. – На предложение о съемках клипа к песне «Тяфтиляу» мы тоже согласились не сразу, а только после того, как вышел фильм «Кахым-туря».

Говоря о жанре фильма, режиссер отметил, что выбрал музыкальный жанр, поскольку башкирские народные песни всегда предполагают самодостаточность:

— Каждая башкирская песня имеет свою историю, поэтому она не требует какой-либо особой игры, художественности, достаточно слов самой песни и картинки, что мы и попытались сделать.


— Песня и музыка имеют доминирующие позиции в нашем фильме, это наши главные вдохновители, — говорит Рияз Исхаков.

Кстати говоря, все натурные съемки фильма проходили не в Аскинском, как это было на самом деле, а в Гафурийском районе. В них участвовали жители близлежащих сел и деревень, самодеятельные фольклорные коллективы Гафурийского района.

По словам консультанта-этнографа Гульгины Баймурзиной, они привнесли в фильм особый национальный колорит, обогатили его: показали быт башкир того времени, их обычаи, обряды, особенности национального костюма и т.д.

— Все это, несомненно, очень важно, ведь фильм рассчитан для массовой аудитории, для молодежи. Это тоже своего рода пропаганда национального искусства, национальной культуры, — говорит Гульгина Валитовна.


автор: Альфия Аглиуллина | фото: Мирон Доровских

http://www.bashinform.ru/


Похожие материалы:
Комментарии
Всего комментариев: 19
avatar
19
" Русские же по другому подходили к этому вопросу: тех башкир, которые встали на сторону русских, они называли «верными башкирами», а тех, кто выступил против — «бунтовщиками» ». «Верные» башкиры часто считались в своем народе предателями
В течение всего периода колониальных войн верные башкиры своими выступлениями на стороне русских в значительной мере способствовали победе правительственных сил.

Служилые мещеряки и «верные» башкиры освобождались от этого всеобщего запрета, однако они не имели права продавать кому—либо приобретенное оружие.

В начале весны 1737 года «верные» башкиры и мещеряки стали доносить о собраниях бунтовщиков, которые хотели отказаться от русского подданства и изгнать всех иностранцев

Другие партизанские отряды стали совершать нападения на «верные» башкирские, чувашские и мещеряцкие деревни в окрестностях Красноуфимска, Кунгура и Бирска.

Мещеряки и «верные» башкиры отогнали их, однако не смогли долго преследовать повстанцев, когда те, рассыпавшись, скрылись в лесах.

Несмотря на то, что против основных сил повстанцев были мобилизованы мещеряки, «верные» башкиры, татары и тептяри, стало очевидно, что воcставшие башкиры имели далеко идущие замыслы.

К 1740 году примерно 40% воинского контингента русских, находящихся под командованием Башкирской комиссии, составляли так называемые верные башкиры. Алтон С.Доннелли Завоевание Башкирии Россиией 1552-1740 B\Доннелли.doc Баш-стан Ватан 1995 288 "

*****************************

"П. И. Р ы ч к о в

ИСТОРИЯ ОРЕНБУРГСКАЯ
ПО УЧРЕЖДЕНИИ
ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ

К 1740 году примерно 40% воинского контингента
русских, находящихся под командованием Башкир-
ской комиссии, составляли так называемые «верные
башкиры»
Яркое представление о роли различных групп
населения края в этом процессе дает июньский ра-
порт начальника Башкирской комиссии о численно-
сти войск в Башкирии3. Он отмечал, что в его распо-
ряжении имеются 4267 человек регулярных войск и
7045 человек иррегулярных, что вместе составляет
11312 человек. Далее следует перечень различных
составных частей русских войск:
Войска Казанского гарнизонного драгунского полка 934
Войска Уфимского драгунского полка 923
Войска Оренбургского драгунского полка 200
Войска Сибирского гарнизона драгунского полка 100
Драгуны из разных полков [не уточнено] 600
Войска из Шешминского лант — милицейского
драгунского полка 781
Войска из Казанского пехотного батальона,
командированного в Уфу 434
Войска Казанского гарнизонного пехотного полка 38
Войска Уфимского гарнизонного пехотного полка 35
Сибирские пехотные гренадеры 182
Войска из различных пехотных полков (не уточнено) 40
Уфимские , красноуфимские и табынские казаки 313
Исетские крестьяне — казаки 200
Нагайбацкие казаки — новокрещены 130
из иноверцев казаки 70
Кунгурские татары, черемисы и другие 903
Мещеряки и служилые татары 799
Окуневского дистрикта крестьяне 100
Верные башкиры 4455
Всего:11237 "

avatar
18
Молодцы егеттар кыззар flower Фильм трогает чувства, просит проснуться башкирский дух....
avatar
17
Замечательный фильм cry cry cry
avatar
16
фильм не очень surprised
avatar
15
Сволочи, столько людей убили angry
avatar
14
cry cry cry cry cry cry cry
avatar
13
good good good
avatar
12
Бесспорно хороший фильм!
Вся душа режиссера излита в фильме! Высший класс!
avatar
11
Ммммм.... Калай матур кыззар филемда! wink flower
avatar
10
Очень даже хороший фильм. cry
Как могли беременную женщину убить??? angry
avatar
9
Там время не указали
avatar
8
А во сколько приходить?
avatar
5
14/88, ничего личного, Россия становилась на БАНДИТАХ. Вспомни только историю, Иван Грозный(хладнокровный убийца), Ленин(революционер в некуда), Сталин (который устроил голодомор в СССР) Ельцин (оптовик по продаже России) и многие другие. Теперь про Пугачева, он очередной бандит, а Салават воспользовавшись моментом присоединился к нему, чтоб проучить ту власть, которая внедряло "крепостное право" и заводы в Башкирию. Салават не был против русского (некоторые шизофреники думают, что он башкирский националист, хотя это не так) он был против КРЕПОСТНОГО ПРАВА он воевал за СВОБОДУ людей, которые жили в Башкирии, а в то время уже достаточно было русских, и они тоже воевали с ним. А бандит Пугачев за власть.
Поэтому поймите меня правильно. У каждого народа есть своя история, и ее нужно чтить, потому что Россия огромная страна.

Фильм снят хорошо, в те времена власть специально проучило народ за выходки за борьбу за свободу и честность. Как сейчас ФСБ взрывают метро, чтоб отвлечь от от ЖКХ и митингов.

avatar
4
да, парадокс, почему "иван" не снял фильм про кровавую иторию Тевкелева.

и, говоря башнацики не забывайте что есть целая армия русснациков. Их "глупости" не "радуют" нормального гуманного человека. "Тот кто показывает пальцем на соринку в глазу сосоеда, не видит бревна в своем глазу"

я читал историю этого народа - оно вызывает чувство уважения. Считаю прежде чем писать: "салаватка уничтожал русских, татар и много много других народов" надо почитать кто он на самом деле. Кто такой Пугачев. И, как образовалась Российская империя.

История деревни Сеянтус, это правда истории. А не, "пропагандируют ненависть к другим народам". Мне расказали о всех ужасах этой трагедии. Позже я нашел литературу об этом... Да, сложно принимать черные страницы истории своей Родины. Считаю лучше знать правду.

У меня дедушка ветеран ВОВ и у него есть фронтовой друг, зовут его Салават.

avatar
7
Чувак, мысли шире. Щас много разных фильмов. Хочешь посмотреть про фашистов, то набирай в яндексе "фашист мочит хачика". В данном случае, ты не то нашел happy
avatar
3
"— Все это, несомненно, очень важно, ведь фильм рассчитан для массовой аудитории, для молодежи. Это тоже своего рода пропаганда национального искусства, национальной культуры, — говорит Гульгина Валитовна."
А на самом деле ваши башнацики пропагандируют ненависть к другим народам. Почему ваши кинодеятели не снимут фильм о том как салаватка уничтожал русских, татар и много много других народов? А?
Ответ: Примечаниие к НИКНЕЙМУ:
14/88 — кодовый лозунг (подчас также употребляющийся в качестве приветствия или подписи) у белых националистов.

Число 14 может означать: «We must secure the existence of our people and a future for white children» — «Мы должны защитить само существование нашего народа и будущее для белых детей» или также «Because the beauty of the White Aryan woman must not perish from the earth» — «Чтобы красота Белой арийской женщины никогда не исчезла с лика земли!». Оба лозунга придуманы Дэвидом Лэйном, членом белой сепаратистской организации «The Order». Первый лозунг был вдохновлен утверждением Адольфа Гитлера из первой части, 8 главы книги «Моя борьба», длинной в 88 слов:

Мы ведем борьбу за обеспечение существования и за распространение нашей расы и нашего народа. Мы ведем борьбу за обеспечение пропитания наших детей, за чистоту нашей крови, за свободу и независимость нашего отечества. Мы ведем борьбу за то, чтобы народ наш действительно мог выполнить ту историческую миссию, которая возложена на него творцом вселенной. Каждая наша мысль и каждая наша идея, вся наша наука и все наше знание — все должно служить только этой цели. Только с этой единственной точки зрения должны мы проверять целесообразность того или другого средства.

Число 88 является закодированным приветствием «Heil Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква «H» стои́т в латинском алфавите восьмой. Число заповедей Дэвида Лэйна также равно восьмидесяти восьми.

avatar
6
Да ты пробитый наголову фашист happy
Татары и русские(тот же Пугачев) воевали вместе за свободу русского человека. Против крепостного права, против рабства.
Вот татары воевали и воюют за свой язык и свою культуру. С тех пор, как Иван Грозный взял Казань и крестил многих татар.
Ну и на последок: культура башкир - это и есть культура России. Поэтому можешь не терять время, оценивая каждые фильмы более ста народов России happy
avatar
2
avatar
1
Фоторепортаж фильма "Сеянтус"
http://bashklip.ru/photo/bikbaj_arslan/film_film_film/12
avatar