В Уфе состоялся круглый стол на тему: «Исламский банкинг как альтернативная форма ведения финансов».

06.11.2012 в 22:18 | Экономика | 2570 ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
  • Первый рисунок
  • Второй рисунок
  • Третий рисунок
  • Четвертый рисунок

26 октября на экономическом факультете Башкирского государственного университета состоялся круглый стол «Исламский банкинг как альтернативная форма ведения финансов». Организаторами мероприятия выступили БашГУ, Ассоциация кредитных организаций Республики Башкортостан (АКОРБ), Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман РБ, Филиал «Восток Капитал» ОАО КБ «Эллипс Банк» при поддержке Национального банка РБ Центрального банка РФ.

Исламский банкинг – направление в мировых финансах, которое успешно развивается уже в течение полувека. Сначала исламские банки возникли в мусульманских странах, но затем начали продвигаться по всему миру. Есть уверенность, что исламский банкинг со временем прочно займет свое место в финансовой системе нашей страны.
Основными факторами торможения являются не достаточно совершенное по законам шариата национальное законодательство и институционально сложившийся менталитет государства.
Последнее десятилетие показало стремительный рост исламской финансовой системы. Мировой рынок финансовых услуг, соответствующих предписаниям Корана и нормам шариата, за последнее десятилетие вырос втрое, со 150 млрд. долларов в середине 90-х годов до 531 млрд. долларов в 2006 году. При этом, по оценкам рейтингового агентства Standard&Poor’s, он обладает семикратным потенциалом развития – до 4 трлн. долларов. По мнению других аналитиков, рост активов исламских финансовых организаций к 2013 году может достигнуть 1 трлн. долларов.
Многие европейские банки и страховые организации, работающие в странах, где основной религией является ислам, в последние годы пришли к пониманию, что завоевать доверие состоятельных мусульманских инвесторов можно, лишь приведя свою практику в соответствие с требованиями ислама.

Об этом говорили участники круглого стола, который проходил в три раунда. В первом раунде были заслушаны выступления зам. Председателя ДУМ РБ А.А. Бибарсова «Этические основы исламской экономической системы» и доктора экономических наук И.У. Зулькарная - «Исламский банкинг и проблемы этики в бизнесе». Участники круглого стола подробно рассмотрели этические компоненты исламской модели экономики (например, запрет процента за пользование деньгами), а также проблемы этики в традиционной экономике (например, одна сторона взаимодействия знает больше о сделке и извлекает из этого дополнительную прибыль).

Так как экономика, работающая по принципам исламского финансирования, менее подвержена рискам, в силу этого рост данного рынка очень высок. Исламский банкинг основан на религиозно-этическом мышлении и экономическом здравомыслии, и не случайно он приобретает все большую популярность на Западе.

Во втором раунде кандидат экономических наук Н.С. Ишмухаметов представил участникам круглого стола свой доклад на тему: «Исламская финансовая система: характеристика, структура», в котором рассказал об истории возникновения и развития исламских финансовых и банковских институтов, о принципах исламских финансов, основанных на шариате (шариат - совокупность правил и законов, касающихся управления экономикой, социальных, политических и культурных аспектов исламского общества). Также в докладе говорилось о регулирующих правилах между людьми в сфере исламских финансов и запрещенных финансовых операциях, таких как: несправедливость – Зульм, неопреденность – Гарар, ссудный процент – Риба, чрезмерный риск, азартные игры – Майсир.
«Традиционный банкинг и исламский имеют некоторые общие характеристики и значительный ряд отличий. В частности, и там, и там предусмотрены гарантированные выплаты по основной сумме вклада до востребования. Однако в исламском банкинге не предусмотрены гарантированные выплаты по срочным депозитам. Также не определена и не гарантирована ставка процента по инвестиционным депозитам. Различается и механизм определения ставки процента по депозитам. В традиционном банкинге она зависит от ставки рефинансирования, стоимости денег и не зависит от прибыльности банка, тогда как в исламском – определяется его прибыльностью и доходностью инвестиций. Вкладчики традиционных банков не участвуют в прибылях и убытках банков, тогда как вкладчики исламских – участвуют. По-разному решается и вопрос о праве банка выносить решение о выдаче кредита в зависимости от обеспечения. В традиционном это предусмотрено во всех случаях. А в исламских – при участии вкладчиков в прибылях и убытках банк чаще всего не имеет права дискриминировать клиентов в зависимости от имеющегося у них залога. Также нужно понимать, что по отношению к клиенту традиционный банк может быть кредитором или дебитором. В исламском банкинге банк может быть партнером, инвестором и трейдером». В заключении к докладу Н.С. Ишмухаметов еще раз подчеркнул, что «исламские принципы экономики, в первую очередь, направлены на создание справедливой и социально значимой финансово-экономической системы».

А.Б. Абдуллин – управляющий ОО «Башкортостан» филиала «Восток Капитал» ОАО КБ «Эллипс-Банк» - рассказал участникам круглого стола о мировом опыте исламского банкинга: истории развития, современном состоянии и перспективах, а также об опыте функционирования исламского банкинга в современной России, в частности, о работе филиала «Восток Капитал» ОАО КБ «Эллипс-Банк» и других исламских финансовых институтах в России.
Стоит заметить, что можно во многом перенять опыт гармонизации норм шариата с традиционными международными стандартами стран Европы, Великобритании и Франции, где исламские банки уже успешно функционируют. По мере развития исламского банкинга во всем мире продукты по нормам шариата становятся все более конкурентоспособными по сравнению с традиционными банковскими продуктами.

«Внедрение механизмов Исламского банкинга будет и стимулировать развитие финансовых рынков республики, и способствовать приходу в регион новых инвесторов, в том числе зарубежных, что особенно актуально в преддверии запланированного в республике саммита ШОС и БРИКС. Сегодня необходимо поэтапное и гармоничное исследование исламских принципов финансирования в республике, включающее образовательные и просветительские программы для населения. В рамках программы по повышению финансовой грамотности молодежи, реализуемой в республике Молодежной общественной палатой, запланирован ряд лекций, презентаций и дискуссионных площадок с участием представителей банков, направленных на активное информирование и просвещение молодежи, в том числе и в вопросах исламского банкинга» - отметил Юрий Морозкин - Председатель Комиссии по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании - Курултае РБ.

В третьем раунде перед участниками круглого стола выступил заместитель Председателя Национального Банка Республики Башкортостан М.Д. Кашапов. «Для развития исламского банкинга в России и в нашем регионе законодательство должно содержать право финансовых учреждений и одновременно запрет для банков, позиционирующих себя как исламские, взимать вознаграждение в виде процентов; гарантировать возврат инвестиционного депозита или доход по нему; финансировать (кредитовать) деятельность, связанную с производством и (или) торговлей табачной, алкогольной продукцией, оружием и боеприпасами, игорным бизнесом, а также иные виды предпринимательской деятельности, финансирование (кредитование) которых запрещено советом по принципам исламского финансирования; и прочее.
Учитывая длительность законодательного процесса, подготовка правового поля, на котором может существовать исламский банк, займёт не один год. В то же время данный вопрос крепко вписан в повестку дня, о чем свидетельствует практика проведения «круглых столов», посвященных развитию исламского банкинга в России».

В заключение участники мероприятия отметили, что пользоваться услугами исламских финансовых институтов могут все желающие, независимо от религиозной принадлежности. Республика Башкортостан имеет все предпосылки для того, чтобы успешно продвигать этот сектор экономики, но для этого необходимо приложить массу усилий.

Автор: Мусаллямова Анна
Похожие материалы:
Комментарии
Всего комментариев: 0
avatar