Сабантуй 2010

30.05.2010 в 20:24 | Культура | 6019 ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
  • Первый рисунок

Сабантуй 2010В Башкортостане начинается пора сабантуев. Сегодня праздновать окончание весенне-полевых работ будут в Аургазинском, Благовещенском, Давлекановском, Иглинском, Кугарчинском районах, а также в Стерлитамаке.

Сабантуй — "праздник плуга" (hабантуй — слово древнетюркского происхождения: hабан — плуг, туй — торжество), традиционный земледельческий праздник народов Прикамья, распространенный с давних времен, прежде всего, в Башкортостане и Татарстане.

Обычай этот возник еще в языческие времена, и его смысл заключался в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела жизнь людей. В дальнейшем на многие ритуальные стороны праздника повлияло мусульманство. Одно из наиболее ранних описаний сабантуя содержится в записках академика Ивана Лепехина, который подробно рассказал об этом народном празднике во второй половине XVIII века. Это описание доносит до нас  ритуал  празднества, проходившего ежегодно перед началом пахоты или (на востоке) между пахотой и покосом.

Одна из деревень, устраивая сабантуй, приглашала к себе соседнюю, часто из другого рода, деревню. Приглашенные ехали в гости с женами  и детьми, а впоследствии устраивали ответное празднество. Угощение  производилось за счет всей деревни, для чего заранее собирались  яйца, деньги (копеек по сорок со двора). На собранные деньги  покупали несколько лошадей, чай и сахар (нередко состоятельные односельчане дополнительно жертвовали в общий котел деньги или живность). Накануне праздника,  вечером, молодые ребята на отборных лошадях проезжали всю  деревню, останавливаясь перед каждым домом и устраивая "великий крик и стук" до тех пор, пока хозяин дома не выносил что-нибудь,  по большой части, куриные яйца. Затем один из уполномоченных  собирал от молодых женщин полотенца, платки, от торговцев — ситцы и нес все это на майдан, где должен был проходить праздник.

Майдан (майзан) устраивался где-нибудь на возвышенности вблизи  деревни,  с южной стороны полукругом располагались  холщевые палатки, открытые к центру. Там же стояла высокая жердь с привязанными  к ее вершине полотенцами и платками, указывающими издали на место сбора. Народ собирался на майдан после полудня, по выходе стариков из мечети после молитвы. Располагались так, что майдан замыкался полным кругом. В центре круга начиналась борьба на поясах (курэш): борцы, сбросив с себя верхнее платье (оставались только в штанах и сорочке) и засучив рукава рубашки, сходились и схватывались, перекинув друг другу через спину кушак (бильбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти. Испытывая друг друга в ловкости и силе, борцы пытались положить противника на лопатки. Постепенно вместо двух-трех собирались десятки борющихся пар. Поборовший подходил к одному из стариков, раздающих награды, и получал от него пару яиц, платок или просто лоскуток материи. Полученный приз победитель сейчас же дарил кому-нибудь из почетных лиц — отцу, дяде или старику, которые обыкновенно отдаривали его деньгами (монетой в 50 копеек или рублем). У зауральских башкир строго соблюдалось правило, по которому раз побежденный больше уже не боролся. Из борцов, победивших десятки противников, подбиралась группа силачей, которые начинали состязаться между собой, и в результате оставались один-два непобедимых богатыря (батыра). Местами  эти состязания в борьбе славились настолько, что батыры приезжали на сабантуй за много километров помериться силами  и ловкостью с другими.

Вторым по порядку состязанием на сабантуе был бег взапуски (югереу). В беге принимало участие до десяти человек. Бежали обыкновенно на небольшое расстояние, до двух километров. Впереди бегущих скакал всадник и указывал им путь. Троим прибежавшим первыми дарили: первому — большой кусок мяса, второму — ребра, третьему — небольшой кусок мяса. Местами вместо мяса раздавались полотенца. И эти призы победители обычно дарили почетным гостям, которые отдаривали их деньгами. За бегом взапуски следовали скачки на лошадях (бэйге). Обычная дистанция скачек была километров шесть-семь. Мчались во весь карьер с визгом и гиком. В конце дистанции на дороге молодой парень или девушка держали на шесте привязанный белый платок, вышитый по углам разноцветным шелком, который и доставался в награду тому, кто всех перегонит. Если же случалось двоим прискакать вместе, победитель среди них определяется борьбой или состязанием  в стрельбе из лука. Призы, которые в начале ХХ века выдавались победителям на скачках, были довольно значительны. Первый получал жеребенка, второй — рублей пять денег и третий — полотенце. Среди других состязаний на сабантуе наиболее распространено было добывание ртом монет из котлов, наполненных водой с отрубями или кумысом, а также перетягивание друг друга веревкой. Заканчивался праздник традиционным угощением — любимым национальным  блюдом бишбармак и конскими колбасами. Все это готовилось  здесь же, недалеко от майдана, на кострах.

ХХ веке внес свои коррективы в смысловую ткань и организацию сабантуя. Он проводится после весеннего  сева, когда в напряженной жизни сельских жителей наступает небольшая  передышка. Проводят его, как правило, поэтапно: сначала сабантуй  празднуют по отдельным хозяйствам, а затем в районах и крупных городах Башкортостана. Сегодня заранее определяется место его проведения, составляется программа праздника, организуются  ярмарки. К сабантую, как правило, приводится в порядок личное подворье, готовится праздничное угощение. На этот праздник, особенно в сельской местности, съезжаются многочисленные родственники и гости. Во многих хозяйствах стало традицией проведение смотра-конкурса на лучшее  содержание домов и улиц, их озеленение и чистоту, итоги которого объявляются на сабантуе.

Современный сабантуй сохранил в себе все ценное, что передавалось от поколения к поколению. А традиция  подведения на нем итогов работы тружеников во время весенне-полевых работ зародилась в советское время, сохраняется она и сегодня. Именно с чествования  передовиков сельхозпроизводства, награждения их ценными подарками и призами и начинается сабантуй. После этого проходит развлекательная программа праздника: концерты художественной самодеятельности, нередко — большие концерты с приглашением известных деятелей  искусства.

Неизменным остается проведение соревнований. Майдан становится ареной многочисленных состязаний: национальной борьбы, схваток силачей, соревнующихся в подъеме тяжести (например, гири), различного рода юмористических соревнований – боя на бревне мешками, набитыми травой или сеном; разбивания с завязанными глазами палкой горшков, расставленных на земле; доставания ртом монет со дна сосуда с кислым молоком; бега с ложкой во рту, в которой находится сырое яйцо; бега с полными ведрами на коромыслах; бега в мешках и т.д. Большое количество зрителей привлекает перетягивание каната, лазанье на высокий гладкий столб с прикрепленным наверху призом, ходьба по гладкому столбу, вбитому над поверхностью воды. А творческие конкурсы певцов, танцоров, музыкантов и чтецов привносят особое оживление в возвышенно-эмоциональную атмосферу праздника. Веселая музыка, звуки курая, гармони, песни, гомон, смех, шумные игры создают неповторимую ауру поистине народного праздника. На всю округу распространяются аппетитный запах вареного бишбармака и дым от многочисленных самоваров, украшающих чаепития прямо на лужайке. Праздник обычно продолжается до 16-17 часов. Уставший народ расходится по домам, а вечером молодежь собирается либо на краю села, либо в Доме культуры на дискотеку.

Сабантуй сегодня имеет статус общереспубликанского праздника, который заключает в себе не только развлекательно-досуговое содержание, но и несет огромный духовный и этический заряд. Современный Башкортостан – многонациональная республика, в которой  живут представители более 100 народов. Всенародное празднование сабантуя — одно из ярких проявлений преемственности национальных  традиций, уважительного отношения к национальной культуре каждого из этносов, проживающих  в регионе. Праздник из года в год обогащается новыми формами и содержанием, но в главном он неизменен: это праздник труда и дружбы  народов.

В последние годы сабантуй перешагнул свои "исторические границы" и широко празднуется в Москве и Санкт-Петербурге, российских регионах, в странах ближнего и дальнего зарубежья, там, где есть башкирская и татарская диаспоры. Национальная самобытность, традиционное гостеприимство, добрый дух этого праздника привлекают к нему людей разных национальностей и веры, объединяя и сближая их.

автор: Марина Шумилова

http://bashinform.ru/

В республике началась пора сабантуев

Жители Аургазинского, Благовещенского, Давлекановского, Иглинского, Кугарчинского районов, а также города Стерлитамака отметили главный сельский праздник сезона, на котором подвели итоги весенне-полевых работ и наградили самых трудолюбивых и старательных.

Празднование в Иглинском районе было организовано с впечатляющим размахом. На площади разместились традиционные места проведения спортивных состязаний, выставочные стенды администраций сельских поселений и торговые точки. Общую атмосферу праздника несколько подпортил затяжной дождь, но сельские жители лишь радовались этому подарку природы.
Сегодня древние обычаи праздника во многом позабыты. Теперь это просто радость по поводу окончания сезона посева зерновых. Окончилась страда, до наступления следующего этапа работы на полях еще есть некоторое время. Праздник плуга – веселье с оглядкой на предстоящие планы.
Немного в стороне от главной сцены расположились выставочные стенды администраций сельских поселений. Здесь идет нешуточная, бескомпромиссная борьба за звание лучшего. Каждый год жители разных населенных поселков стараются превзойти соседей. В этот раз главной изюминкой своей юрты жители Кудеевского сельсовета сделали стол, полностью состоящий из рыбных блюд. Здесь представлено более 60 совершенно разных рецептов. Подготовка к сабантую начинается еще зимой, секреты экспозиции хранятся тщательнее военных тайн. 
Непогода не могла помешать сельчанам отдохнуть как полагается. Этот обычай – особое торжество, его невозможно омрачить такими мелочами. Все жители района были довольны прошедшим сабантуем.

Руслан Каримов

http://tv-rb.ru

Похожие материалы:
Комментарии
Всего комментариев: 0
avatar